Интерактивные дидактические игры

Автор статьи:

 

Кочергина Татьяна Ивановна,

 

учитель информатики БОУ «Гимназия № 26», г. Омск

Об эффективности использования игровых технологий в обучении сказано не раз многими педагогами  и психологами. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра – это вид активной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС.

Дидактическую игру можно использовать для достижения многих образовательных целей:

  • актуализировать знания;

  • активизировать учащихся;

  • закрепить полученные знания;

  • повторить изученный ранее материал;

  • отработать учебные навыки;

  • оценить собственные знания.

Таким образом, игра является отличным инструментом в обучении для активизации деятельности учащихся, повышения мотивации к обучению, а также, именно с помощью игры можно приблизить академические знания к реальной жизни учеников.
В интернете можно найти немало ресурсов, предлагающих готовые интерактивные игры. Хотелось бы обратить внимание читателей на следующие сайты:
1. Теремок (teremoc.ru)
Игры на сайте ориентированы на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большое количество развивающих игр, игр на начальные навыки чтения и счета,  изучение английского языка на начальном этапе.
2. Сайт, посвященный ребусам (rebus1.com)
На сайте собрано огромное количество различных ребусов, классифицированных по категориям (окружающий мир, профессии, детская литература и т.п.). Есть возможность генерации собственных ребусов по заданному слову или предложению, что может быть использовано учителем любого предмета. Ребусы можно использовать не только как занимательное задание по предмету, но и как инструмент активизации учеников в начале урока, если предложить ребус по новой теме и сформулировать тему урока в процессе разгадки ребуса. Ребус может быть использован в конце урока на этапе рефлексии, ребята сами могут составить ребусы по ключевым понятиям новой темы. Ребус можно использовать при переходе от одного этапа к другому для снятия напряжения и оживления учебного процесса. Все зависит от фантазии учителя. Кроме того, данный ресурс может служить отличным источником информации для исследовательской работы ребят по теме «Ребусы».
3. Умапалата (umapalata.com)
Еще один замечательный ресурс, который предлагает обучающие флеш-игры по математике, физике и информатике. Данный проект предлагает использовать не только готовые игры, но и создавать собственные (об этом ниже), а также использовать игры, созданные другими пользователями.
Не всегда готовая игра позволяет достичь поставленной цели, в этом случае педагог может разработать собственную игру, а помогут ему специальные сервисы Web 2.0.  В этой статье я предлагаю читателям обратить внимание на три сервиса для создания интерактивных дидактических игр.

На сервисе learningapps.org можно найти готовую игру, созданную пользователем сайта. Все игры распределены по предметным категориям. На сервисе можно создать игру, используя один из 26 шаблонов. Более подробно о возможностях сервиса и о технологии создания игры можно узнать на сайте Снейл «Дистанционная волна» в разделе «Медиатека сервисов». В данной статье я хочу обратить Ваше внимание на наиболее интересные шаблоны для создания игр.
Раздел «Онлайн-игры» предлагает 5 шаблонов игр, которые позволяют организовать игру-соревнование между несколькими игроками. Эти игры удобно использовать для домашней работы ребят с целью закрепления или повторения знаний. 
Шаблон «Викторина для нескольких игроков» 

Игроки по очереди выбирают задания, сгруппированные по уровням сложности,  дают свой ответ на поставленный вопрос, за верный ответ получают баллы.

Шаблон «Где находиться это?»

Рабочим полем игры служит загруженное автором изображение с метками. На каждую метку сформулирован вопрос. В случайном порядке задаются вопросы, в качестве ответов на которые игроки должны указать одну из меток. Выигрывает тот игрок, который дал наибольшее количество верных ответов.
Шаблон «Оцените»
Особенностью этого шаблона является то, что ответом на поставленные вопросы могут быть только числа. Вопрос можно сопровождать иллюстрацией.

Шаблон «Папка Challenge»
В игре задаются некоторые термины, понятия, значения, которые необходимо расставить в заданном порядке. Игроки по очереди выбирают элемент и указывают его местоположение в списке. Выигрывает тот, кто допустил наименьшее количество ошибок.

Шаблон «Скачки»
Еще один вариант викторины. Отвечая верно на вопрос, игрок передвигается к финишу.

Все игры, созданные на шаблонах из раздела «Онлайн-игры» содержат встроенный чат для общения игроков между собой. В такие игры можно играть и одному, тогда в роли соперника выступает компьютер.
Все остальные шаблоны сервиса позволяют создавать индивидуальные игры. Любую игру сервиса можно использовать для самооценивания собственных знаний учащимися. В сервисе имеются шаблоны для различного рода викторин, для создания кроссворда, классификаций объектов. В играх можно использовать разные формы контента: текст, иллюстрации, аудио и видео.

Инструмент Arcade Game Generator сервиса Classtools.org позволяет создавать аркадные игры любой тематики. Такие игры лучше всего подходят для запоминания терминов.  Заполнив шаблон,  автор получает 5 вариантов игры.
Для создания игр необходимо перейти на сервис и выбрать вариант Arcade Game. Для создания игры необходимо указать название и записать не менее 10 вопросов с ответами. При этом каждый вопрос начинается с новой строки, а ответ указывается после вопроса через символ *.

Потребуется ввести пароль, необходимый для доступа к редактированию, но редактировать можно только при использовании платной версии сервиса.
Вариант игры Manic Miner
Классическая аркада, используя клавиши управления курсором, необходимо перемещать человечка так, чтобы задеть правильный вариант ответа и уклониться от неверных материалов.

Вариант игры  Wordshoot
В игре несколько уровней, которые различаются скоростью и траекторией перемещения вариантов ответов. Используя мышь, необходимо выбить верный ответ на вопрос.

Вариант игры  Cannonball
Управляя клавишами управления курсором, необходимо стрелять по верным ответам, учитывая траекторию и силу полета снарядов. 

Вариант игры  Matching Pairs
Необходимо открыть парные карты (вопрос – ответ).

Вариант игры  Matching Pairs
Карточки для запоминания.

Созданную игру можно внедрить в блог/сайт/вики или сохранить ссылку на игру, так как бесплатный вариант использования сервиса не предполагает наличие личного кабинета пользователя, для создания игры регистрация не требуется.

Интернет-проект дистанционного обучения umapalata.com позволяет создавать интерактивные дидактические игры в разделе Umaigra. Создать игру можно на основе одного из 8 прототипов игры.
Особенности сервиса
• Рекомендуемый возраст игроков 6-15 лет.
• Игра может содержать до 10 уровней, до 20 упражнений на каждом уровне.
• Можно использовать разный вес упражнений, по желанию автора игры.
• Можно устанавливать ограничение по времени на уровне.
• Можно добавлять теоретический раздел из предметной области в текстовой форме.
Прототипы
• Сокровища Фараона - Цель игры: добраться до сокровищ Фараона. Возраст 8-12 лет.

• Сядь на поезд - Цель игры: путешествие на поезде. Возраст: 7-10 лет.

• Воришка кот - Цель игры: помочь коту убежать от повара. Возраст: 7-9 лет.

  • Футбол - Цель игры: забить больше голов, отвечая на вопросы. Возраст: 8-11 лет.

  •  Заколдованный замок - Цель игры: расколдовать замок. Возраст: 7-12 лет.

  • Авиаперелет - Цель игры: благополучно завершить перелет. Возраст: 7-12 лет.

  • Планета Умасус - Цель игры: добраться до планеты Умасус, отразив атаки противника. Возраст: 9-14 лет.

  • Остров Банан - Цель игры: помочь обезьянке Федору добраться до острова Банан. Возраст: 8-11 лет.

Сервис предоставляет возможность составлять тематические сборники игр

Создание игры в интернет-проекте дистанционного обучения UmaPalata.com

1. Зарегистрироваться в проекте (требуется подтверждение по e-mail)

2. Выбрать прототип для своей игры

3. Заполнить общие параметры:

На следующем шаге необходимо указать одну или несколько дисциплин, в раках которых создана игра (некоторые дисциплины имеют подразделы).
Далее следует процесс создания игры на первом уровне.

На следующем шаге задаем указания для игрока и скорость игры

На последнем шаге Вы имеете возможность оформить теоретическую часть игры (по желанию)
4. Создать задания по уровням: раздел «Дидактическое содержание» - типы заданий несколько различаются в различных прототипах игр.
5. Опубликовать игру.