Создание дидактических игр на основе использования интернет-сервиса Umaigra. Часть 1

Автор статьи:

 

Курганова Наталья Александровна,

 

к.п.н., научный руководитель ЦДО «Снейл», доцент кафедры прикладной информатики и математики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

Одним из актуальных вопросов в сфере образования на сегодняшний день является освещение проблем, касающихся использования возможностей интернет-сервисов в учебном процессе и во внеучебной деятельности.
В отдельную группу можно выделить интернет-сервисы, предназначенные для создания дидактических игр. В качестве примеров можно привести такие сервисы, как ClassTools.NET, Zondle, Umaigra и др.
Давайте разберемся, что мы будем понимать под дидактической игрой. 
Дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения [1].
Отметим, что дидактические игры являются одним из мощных мотивирующих средств учащихся разных возрастных категорий на уроке любой предметной области.
Для организации образовательного процесса можно воспользоваться как готовыми методическими разработками дидактических игр, доступными в сети Интернет и созданными специально для сферы образования, так и самостоятельно создать дидактические игры при помощи сервисов сети интернет.

Игра, созданная на основе различных интернет-сервисов, специализированных сред, конструкторов, является важным инструментом в учебном процессе, потому что она предлагает целый ряд дидактических преимуществ, предоставляет дополнительные возможности для построения урока [2]: 

1. помогает учителю мотивировать детей и привлекать их к учебе;
2. развивает различные умственные навыки, пространственное воображение и реакцию;
3. позволяет детям учиться в интерактивной среде, в которой они могут тренироваться, совершать ошибки и исправлять их;
4. может содержать практические примеры понятий и правил, которые было бы трудно объяснить в классе;
5. позволяет учителю организовать самостоятельную работу учащихся, делать для них контрольные тесты и т. д.
Исследования в области детского образования помогли выявить характеристики, которыми должна обладать электронная игра для ее эффективного использования. Среди них наиболее существенными являются [2]:
• интерфейс понятен и прост в использовании, имеет привлекательную графику;
• занимательный игровой сценарий, ориентированной на четко определенные образовательные цели;
• возможность адаптировать игру (скорость, время и т. д.) к индивидуальным потребностям детей;
• возможность персонализировать дидактическое содержание для различных предметных областей, возрастного диапазона и языка учащихся;
• показ во время игры параметров выполнения: прогресс игрока, счет, время и т.д.;
• возможность отслеживания, оценки и анализа результатов учащихся;
• соответствие со стандартом SCORM (Sharable Content Object Reference Model), что делает игру пригодной для использования с различными LMS (Learning Management System)
• возможность публикации и обмена игры с сообществом преподавателей и студентов  и т. д.
Совершенно очевидно, что соблюдение хотя бы части необходимых характеристик представляет серьезную задачу в создании дидактических электронных игр.
Рассмотрим основные возможности, которые предоставляет Umaigra (UI). Адрес данного веб-приложения –http://www.umapalata.com/ui_ru/home.asp (рис. 1). 

Рис. 1. Главная страница Umaigra
Выделим основные характеристики сервиса Umaigra (UI).
1. UI имеет простой и интуитивно понятный интерфейс. 
2. UI может быть легко интегрирован в основной учебный процесс в качестве дополнительного обучающего инструмента – игрового, и в то же время эффективного, который можно использовать в школе и дома, индивидуально и для группы учеников.
3. UI предлагает широкие возможности в создании и использовании игр на различных языках, в различных предметных областях, для разных возрастных категорий.
4. В UI имеется подсистема UI Editor, которая содержит редактор для создания игр на базе прототипов, подготовленных для различных предметных областей, языков, возраста учеников и типов упражнений. Созданные с помощью данного редактора игры соответствуют стандарту SCORM SCO (Shared Content Object), что делает их потенциально используемыми в различных LMS [].
5. При помощи подсистемы UI Editor возможно создать игру, не имея каких-либо знаний в области программирования. Основная задача – подготовка и внесение дидактического содержания, включая тексты и изображения.
6. Позволяет публикацию и свободный обмен играми между преподавателями и учениками.
Без регистрации в данном сервисе предоставлена возможность познакомиться с примерами игр или сборникам игр, созданных в данном сервисе другими пользователями.
Рассмотрим примеры. Дидактическая игра по теме «Однокоренные слова», созданная на основе прототипа «Заколдованный замок» (рис. 2) [3].

Рис. 2. Пример дидактической игры
В качестве сборника игр можно рассмотреть следующий пример по дисциплине «Математика», созданный на базе нескольких прототипов (рис. 3) [4]. 

Рис. 3. Пример сборника дидактических игр
Для создания собственной игры при помощи приложения Umaigra необходима регистрация. Регистрация бесплатная.
Для этого необходимо:
• Нажать «Вход» (рис. 4).

Рис. 4. Первый шаг для регистрации в UI
• Нажать кнопку «Регистрация» (рис. 5).

Рис. 5. Второй шаг для регистрации в UI
• Ввести данные профиля (рис. 6).

Рис. 6. Окно для внесения регистрационных данных
• Нажать кнопку «Подтвердить».
После этого на указанный адрес электронной будет прислано письмо с ссылкой для его подтверждения. Нужно перейти по ссылке указанной в письме. На ваш электронный адрес придет еще одно письмо с подтверждением о выполнении операции (рис. 7).

Рис. 7. Окно после подтверждения адреса электронной почты

Если пользователь уже зарегистрирован, то необходимо войти в систему, нажав кнопку «Вход» на главной странице, используя свой логин и пароль. Зарегистрированные пользователи могут оценивать и комментировать игры, созданные коллегами.
После регистрации пользователь получает «Доступ к Системе» и попадает на главную страницу подсистемы UI Editor (рис. 8).

Рис. 8. Окно главной страницы подсистемы UI Editor
Разберемся со всеми надписями, кнопками, вкладками, параметрами, которые есть на главной странице подсистемы UI Editor (рис. 8). 
• Uma-igra. Щелкнув по этой кнопке, вы сможете перейти на главную страницу приложения Uma-igra (рис. 9). 

Рис. 9. Кнопка «Uma-igra»
• Далее в строке указаны «Фамилия и имя», то имя и фамилия, под которым вы зарегистрировались (рис. 10).

Рис. 10. Фамилия и имя
• Можно увидеть фотографию для данного аккаунта (рис. 11).

Рис. 11. Фотография профиля
• Кнопка «Аккаунт. Позволяет отредактировать информацию профиля (рис. 12).

Рис. 12. Кнопка «Аккаунт»
Редактирование происходит в следующем окне (рис. 13).

Рис. 13. Окно редактирования аккаунта
• Кнопка «Русский». Кнопка позволяет выбрать язык интерфейса (рис. 14).

Рис. 14. Кнопка «Русский»
Окно для выбора языка интерфейса выглядит следующим образом (рис. 15).

Рис. 15. Окно редактирования языка интерфейса»
• Кнопка «FAQ». Часто задаваемые вопросы (рис. 16).

Рис. 16. Кнопка «FAQ»
Окно часто задаваемых вопросов выглядит следующим образом (рис. 17).

Рис. 17. Окно редактирования языка интерфейса»
• Кнопка «Выйти» позволяет выйти из аккаунта (рис. 18).

Рис. 18. Кнопка «Выйти»
• Umapalata. Щелкнув по этой надписи, мы сможем перейти на главную страницу приложения Umapalata (рис. 19).

Рис. 19. Кнопка «Umapalata»
• Кнопка «Главная» – главная страница подсистемы UI Editor (рис. 20)

Рис. 20. Окно главной страницы подсистемы UI Editor
• Кнопка «Прототипы» – предлагает выбрать один из имеющихся прототипов (рис. 21).

Рис. 21. Кнопка «Прототипы»
UI предлагает на выбор один из следующих прототипов:
1. «Сокровище Фараона».
2. «Сядь на поезд».
3. «Воришка кот».
4. «Футбол».
5. «Заколдованный замок».
6. «Авиа перелет».
7. «Планета Умаус».
8. «Остров Банан». 
Для каждого прототипа во вкладке «Детали» можно увидеть: графическое изображение, характерное для прототипа, название, возраст и дисциплину, для которых целесообразно использование прототипа. Каждый прототип имеет определенный сценарий, графику, тип упражнений, количество уровней, режим выполнения.
Рассмотрим, как выглядят интерфейсы игр, созданных на основе различных прототипов.
Прототип «Сокровище Фараона» (рис. 22).

Рис. 22. Интерфейс игры, созданной на основе прототипа «Сокровища Фараона»
Прототип «Сядь на поезд» (рис. 23).

Рис. 23. Интерфейс игры, созданной на основе прототипа «Сядь на поезд»
Прототип «Воришка кот» (рис. 24).

Рис. 24. Интерфейс игры, созданной на основе прототипа «Воришка кот»
Прототип «Футбол» (рис. 25).

Рис. 25. Интерфейс игры, созданной на основе прототипа «Футбол»
Прототип «Заколдованный замок» (рис. 26).

Рис. 26. Интерфейс игры, созданной на основе прототипа «Заколдованный замок»
Прототип «Авиа перелет» (рис. 27).

Рис. 27. Интерфейс игры, созданной на основе прототипа «Авиа перелет»
Прототип «Планета Умаус» (рис. 28).

Рис. 28. Интерфейс игры, созданной на основе прототипа «Планета Умаус»
Прототип «Остров Банан» (рис. 29). 

Рис. 29. Интерфейс игры, созданной на основе прототипа «Остров Банан»
• Кнопка «Файлы» – предлагает загрузить файлы в графических форматах, необходимые для создания вопросов (рис. 30). 

Рис. 30. Окно для загрузки файлов.
• Кнопка «Профиль» – позволяет отредактировать данные своего профиля.
Существует 2 режима – 2 вкладки: Правка и Предпросмотр.
В режиме «Правки» (рис. 31).

Рис. 31. Кнопка «Профиль». Режим «Правки»
В режиме «Предпросмотра» (рис. 32).

Рис. 32. Кнопка «Профиль». Режим «Предпросмотра»
Заполнив поля и нажав кнопку «Сохранить», получим следующий видоизмененный профиль.
В режиме Правки (рис 33).

Рис. 33. Кнопка «Профиль». Режим «Правки». Заполненные поля профиля
В режиме Предпросмотра (рис. 34).

Рис. 34. Кнопка «Профиль». Режим «Предпросмотр». Заполненные поля профиля
• Кнопка «Главная» указывает на то, что мы находимся на главной странице подсистемы UI Editor. Она становится активной, когда мы переходим по другой кнопке, например, по кнопке «Прототипы» (рис. 35).

Рис. 35. Кнопка «Главная»
• Заголовок «EDITOR» указывает на то, что мы находимся режиме редактирования подсистемы UI Editor на главной странице. Название раздела.
• Надпись «Срок действия» указывает на сроки действия абонемента.
Надпись «Тип абонемента: Editor» указывает, что предоставлена возможность создавать и публиковать игры в UI (рис. 36).

Рис. 36. Надписи
• Вкладка «Мои игры» позволяет увидеть все созданные вами игры (рис. 37).
Параметры вкладки «Мои игры»: Статус (в подготовке, опубликовано), Дисциплина, Язык содержания, Возраст, Автор, Рейтинг, Рейтинг.

Рис. 37. Вкладка «Мои игры»
• Вкладка «Игры других авторов» позволяет увидеть все игры, созданные другими авторами по различным дисциплинам (рис. 38).

Рис. 38. Вкладка «Игры других авторов»
Параметры вкладки «Игры других авторов»: Дисциплина, Язык содержания, Возраст, Автор, Рейтинг, Рейтинг, Игры и сборники.
Обе вкладки имеют следующие кнопки:
Кнопка «Игры и сборники», кнопка «Только игры», кнопка «Только сборники».
Кнопка «Сброс всех параметров».
Каждый параметр имеет кнопку «Справка или подсказка», параметр «Дисциплина» имеет кнопки «Сброс» и «Выделить», параметр «Рейтинг» имеет кнопку «Сброс». 
Описание игры представлено в виде базы данных со следующими полями: Прототип, Название, Рейтинг, Автор, Возраст, Язык содержания, Дисциплина.
В UI имеется возможность организовать поиск игр согласно выбранным параметрам (рис. 39).

Рис. 39. Список игр, удовлетворяющих выбранным параметрам
Выбранные параметры: дисциплина «Русский язык» (рис. 39), язык содержания – русский, возраст 6-8 лет, самый высокий рейтинг.

Рис. 40. Выбор параметра «Дисциплина»
• Кнопка «Создать игру» позволяет создать игру на основе выбранного прототипа (рис. 41).

Рис. 41. Кнопка «Создать игру»
• Кнопка «Создать сборник игр» позволяет создать сборник игр, содержащий различные прототипы (рис. 42).

Рис. 42. Кнопка «Создать сборник игр»
Для создания игры на базе UI:
1. Нажмите кнопку «Создать игру» на главной странице UI Editor (рис. 43).

Рис. 43. Кнопка «Создать игру»
2. Выберите один из прототипов, который соответствует потребностям и целям обучения (по предметным областям, возрасту учеников, видам упражнений и т. д.) и нажмите кнопку «Создать игру» (рис. 44).

Рис. 44. Выбор прототипа и создание игры
3. Выполните предложенные подсистемой пошаговые инструкции и нажмите кнопку «Готово» (рис. 45).

Рис. 45. Пример пошаговой инструкции
4. Заполните разделы «Инфо» и «Дидактическое содержание» (рис. 46) 
Пользователь вносит дидактическое содержание в игру, организованное в виде серии уровней с практическими упражнениями и набора страниц с теоретическими понятиями. Пользователь добавляет данные, идентифицирующие игру и помогающие ее легко найти (название, предметные области, язык содержания, учебные цели и т.д.). Этот шаг может быть проделан многократно, пока игра не будет завершена.

Рис. 46. Пример окна для заполнения разделов «Инфо» и «Дидактическое содержание»
5. Выполните предпросмотр игры, выбрав кнопку «Проиграть»
6. Нажмите кнопу «Назад», выберите созданную игру во вкладке «Мои игры».
7. Нажмите кнопку «Опубликовать», для того чтобы сделать игру доступной для других преподавателей и учеников.
8. Получите ссылку на игру.
http://www.umapalata.com/uschool/expo/ivanovaveb/5502.html?LANG=RU 
В целях распространения игры пользователь может поместить линк (баннер) на игру на различных интернет-ресурсах (блоги, персональные страницы и т.д.). 
В заключение отметим, главное при создании и использовании дидактических игр, чтобы их применение в образовательном процессе должно быть грамотным, то есть у учителей должно быть всестороннее понимание, как правильно интегрировать игру в общую стратегию обучения, чтобы она смогла приносить пользу. 
Информационные ресурсы:
1. Психология развития. Словарь [Текст] / под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. Ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.
2. Umaigra. О проекте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.umapalata.com/ui_ru/about.asp.
3. Однокоренные слова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.umapalata.com/uschool/expo/Andreeva74/220.html?LANG=RU.
4. Сборник игр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.umapalata.com/uschool/expo/Skola142/3626.html?LANG=RU