От переворота сознания к перевёрнутому обучению

Автор статьи:

 

Понятовская Юлия Николаевна, 

 

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 г. Данкова Липецкой области

Перевёрнутое обучение (перевёрнутый класс) – это модель современной технологии смешанного обучения. Её использование направлено на вовлечение обучающихся в активную учебную деятельность. Значимость перевёрнутого класса заключается в содействии повышению ответственности учеников за собственное обучение. 
В ходе реализации модели перевёрнутого обучения происходит стремительное развитие личностных качеств учеников (самостоятельность, ответственность, активность), метапредметных (планирование своей деятельности, её контроль, корректировка) и  коммуникативных навыков (взаимодействие с одноклассниками в ходе работы над совместным продуктом). При этом меняется и роль учителя – он выступает в качестве консультанта, тьютора, поощряя учеников на самостоятельные исследования и совместную работу.

Идея перевёрнутого обучения возникла в США несколько десятков лет назад. Суть данной модели обучения заключалась в том, чтобы обеспечить продуктивную деятельность учеников на уроке, взамен пассивному прослушиванию информации, поступающей от учителя и репродуктивному воспроизведению этой информации. Чтобы этого достичь, возникла необходимость поменять местами содержание урока и домашней работы. Теперь вместо домашнего решения задач и примеров, выполнения письменных упражнений, которые, можно с лёгкостью переписать у друга на перемене, ученики получают доступ к цифровым образовательным ресурсам: видеороликам (созданным самим учителем или найденным в сети), электронным библиотекам, on-line учебникам, журналам, энциклопедиям, словарям, научным статьям и т.п., необходимым для самостоятельного изучения. 

Таким образом, для реализации технологии перевёрнутого обучения необходимо, чтобы у каждого ученика был дома компьютер (смартфон, планшет) с выходом Интернет, что, к сожалению, ещё не всем доступно. Ориентируясь на возможности своих учеников, каждый учитель может разработать собственный сценарий переворота, который не требуют постоянного выхода в Интернет для изучения теоретического учебного материала. Можно собрать все необходимые видеоролики и записать их на диск или флеш-накопитель, предложить ученикам посетить библиотеку, распечатать и раздать тексты с дополнительной информацией по учебной теме, адаптированной для восприятия учеников. 
Теперь на уроке у учителя появляется возможность организовать обсуждение проблем учебной темы,  ответить на вопросы учеников, если они возникли, при изучении теоретического материала, проконтролировать понимание изученного материала (с помощью систем тестирования или онлайн-сервисов, на карточках с заданными параметрами) и организовать дифференцированную работу с детьми, провести индивидуальную или групповую консультацию, организовать  совместную деятельность учеников над проектом или проведением экспериментов. 
Использование на уроках технологии перевёрнутого обучения на первоначальном этапе требует от учителя больших временных затрат, пересмотра своей позиции на уроке и позиции учеников, изменение подходов в организации уроков. Другими словами, учителю предстоит перевернуть собственное сознание и  дать возможность ученикам: 
- изучать самостоятельно учебный материал дома;
- на уроке взаимодействовать с партнёрами, обсуждать проблемы и решать их;
- создавать совместные продукты;
- задавать вопросы и делиться полученными сведениями;
- оценивать собственную деятельность и деятельность своих партнёров;
- проявлять лидерство и нести ответственность;
- проявлять инициативность и самостоятельность, прежде всего за собственное обучение, что в свою очередь переворачивает и сознание ученика, потому что он начинает чувствовать ответственность за собственные образовательные результаты.
Преимущества использования перевёрнутой модели обучения неоспоримы:
- реализация требований ФГОС (в плане представления содержания обучения, выбора образовательных технологий и оценивания результатов образовательного процесса;
- обеспечение личностно-ориентированного обучения; 
Учебное видео можно просмотреть несколько раз, вернуться к любому фрагменту, обдумать, записать вопросы, если что-то осталось непонятным. И всё это ученик выполняет в своём темпе, в удобное для него время. При наличии мобильного устройства, у ученика появляется возможность учиться даже в транспорте по дороге от школы до дома.
- собрав весь учебный материал, ссылки на учебное видео или ЦОРы однажды, учитель может пользоваться ими долгое время;
В сети Интернет сегодня представлено большое количество сетевых педагогических сообществ, где учителя делятся, обмениваются своими разработками друг с другом. Это ещё одна возможность экономии времени при подготовке к перевёрнутому уроку.
- возможность качественной организации учебной деятельности с вовлечением учеников в разные виды работ, что обеспечивает дифференцированный подход в обучении.
При подготовке к урокам модели перевёрнутый класс необходимо помнить, что оставлять учеников один на один с новым материалом нельзя. Необходимо обеспечить каждый инструмент (видеоролик или статью, электронный образовательный ресурс или рабочий лист) чёткими инструкциями, которые должны быть понятны детям, чтобы им не приходилось каждый раз обращаться к учителю за разъяснениями. Инструкция  может содержать вопросы и задания, которые необходимо выполнить в ходе или по завершению изучения учебного материала. Можно предложить ученикам конспектировать или визуализировать полученную информацию, чтобы на уроке было легче ею воспользоваться.