Контент для flipped classroom, или как делать нескучные видеоуроки. Часть 2: монтаж видеоурока в iSpring Suite

Автор статьи:

 

Булавкин Иван Александрович,

 

директор центра развития электронного образования НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», г. Омск

Мы уже говорили о создании видеоуроков для «перевернутого класса», в частности о том, как сделать учебные материалы интересными. Наиболее сложный этап создания видеоурока пройден – мы создали структуру, вложили в нее интересную историю, создали яркую и понятную визуализацию. Что дальше? Дальше нам следует приступить к технической реализации.
Этот этап не так важен, как предыдущий, но именно он зачастую останавливает педагога на пути к реализации перевернутого обучения. К сожалению, причина этому – недостаточная квалификация педагогов в области информатизации.
Техническая реализация видеоуроков может быть разной:
- простая запись обычного урока на камеру;
- запись в специальной аудитории или студии с использованием мультимедийного экрана, или интерактивной доски;
- запись в студии с последующей цифровой обработкой;
- создание полноценного учебного фильм с натурными съемками, монтажом видео и т.д.
Почти все эти способы реализации видеоурока технически сложны, либо требуют участия дополнительных помощников (операторов, монтажеров и т.д.). Простая запись урока на камеру, либо запись с использованием мультимедийного экрана - дело не сложное, однако существуют сложности с использованием его в учебном процессе, поскольку единственное, что вы можете сделать – это разместить снятый вами видеоурок на каком-либо отрытом видеохостинге, что довольно сложно вписать в учебную деятельность, как в методическом, так и в нормативном вопросах.

Наиболее адекватным выходом в этой ситуации является создание видеоуроков в специальном программном средстве для создания электронных учебных курсов и размещение его в формате учебного курса (SCORM, Tin Can и т.д.) в системах дистанционного обучения, это не будет противоречить ни нормативным, ни методическим требованиям.
На данный момент существует довольно широкий круг разработок в области создания электронных курсов, однако надо отметить малое количество русскоязычных программных продуктов, их сложность и, что наиболее важно, высокую стоимость.
Мы не будем делать обзор всех существующих программных продуктов, поскольку, во-первых, это займет много времени, во-вторых подобные обзоры легко найти в интернете. 
Остановимся на одном программном продукте – iSpring Sute 8.1. Наш выбор мотивирован относительной ценовой доступностью программы, тем, что это отечественный продукт, а также простотой в использовании.
Простота заключается в том, что по сути iSpring Sute 8.1 является дополнением к всем известному PowerPoint от компании Microsoft. При установке программы в PowerPoint появляется специальный компонент (Рис.1). В меню iSpring Suite 8.1 пять панелей: «Публикация», «Презентация», «Сопровождение», «Вставка», «Информация». Для создания видеоурока нам понадобится всего две панели: «Сопровождение» и «Публикация».

Рис. 1: Компонент iSpring Suite 8.1 в обычной презентации PowerPoint
Определенно, плюсом программы является то, что видео можно записать не только с помощью самой программы, но и импортировать уже имеющееся видео.
Для записи видео вам необходимо нажать на кнопку «Запись видео», открывшаяся панель записи видео довольно проста в управлении (Рис.2).

Рис. 2: Панель записи видео
Вы можете записать видео к каждому слайду, либо одно видео, которое потом можно легко синхронизировать со слайдами в редакторе (Рис. 3).

Рис. 3: Панель «Редактор»
Публикация видеоурока возможна в различных форматах, в том числе в формате SCORM – самом популярном формате учебного курса для СДО (Рис. 4).

Рис. 4: Панель «Публикация»
Надо сказать, что на официальном сайте iSpring есть видеоуроки работы с программой, что значительно облегчает для педагога знакомство с ней. Интерфейс очень хорошо вписывается в привычный интерфейс PowerPoint, поэтому освоить iSpring будет очень легко.