Использование решений LEGO Education для организации пространства выбора в образовательной организации

Автор статьи:

 

Зильберман Мария Александровна,

 

методист, учитель информатики и ИКТ, МАОУ «СОШ № 10» г. Перми

Новые подходы к определению позиции ученика в образовательном процессе зафиксированы Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 и прописаны в Федеральных государственных образовательных стандартах. В данных документах декларируется, что ученик - субъект образовательного процесса. В чём же заключается эта субъектность? В том, что ученик имеет право влияния на свою образовательную траекторию, он может выбирать (в некоторых рамках, на понятных для него основаниях) то, чему он будет учиться. Как ученику сделать осознанный выбор? Это достаточно сложно, потому что ученик практически не имеет возможности выбирать, а если такой выбор и есть, то его выполняют родители. Но только осознанный выбор, сделанный самим учеником, побуждает его следовать своему выбору и нести за него ответственность. Каковы же критерии осознанного выбора? Выбор должен быть сделан на понятных ребёнку основаниях и на основе того, что необходимо и интересно ребёнку здесь и сейчас (с опорой на его личный опыт).

В Пермском крае реализуется концепция, разработанная сетевым институтом ПрЭСТО под руководством В.Р. Имакаева «ШКола - пространство выбора». В рамках этой концепции мы выделим те позиции, которые реализуются в нашей школе:

1.Выбор внеурочной деятельности (3-4 класс);

2.Краткосрочные курсы по выбору (5-6 класс);

3.Социальные практики и профессиональные пробы (7-11 класс);

4.Поточно-групповое обучение в рамках дополнительных бесплатных образовательных услуг (5-11 класс);

5. «Мини-погружения» (3-11 класс).

LEGO Education предлагает много решений для того, чтоб внедрить описанные выше практики в образовательных организациях. Принципы, по которым строятся занятия с LEGO Education, максимально эффективно помогают реализовать субъектность ученика и помогают организовать пространство выбора. Принципы организации занятий LEGO Education:

  1. Работа в состоянии потока;

  2. Совместная работа;

  3. Вариативность, много правильных решений;

  4. Структура занятия по принципу 4С (Присоединяйся, Строй, Обсуждай, Продолжай).

Рассмотрим примеры образовательных практик и использование наборов LEGO Education для их организации.

1.Краткосрочные курсы по выбору (КСК)

Курсы длительностью от 6 до 17 часов, которые проводятся в 5-6 классах школы. Цель КСК - формирование образовательного пространства выбора школы для решения задач социализации, самоопределения, самоидентификации учащихся. Основные требования к курсам:

  • обязательность посещения,

  • избыточность, чтоб было из чего выбрать;

  • метапредметный, деятельный, продуктивный характер курсов;

  • В результате ребёнок должен чему-то научиться и презентовать другим ученикам и родителям свой продукт деятельности

Для организации КСК в нашей школе мы используем наборы «Учись учиться», Story Starter «Развитие речи 2.0» и дополнительные наборы к нему «Сказки», «Космос», «Городская жизнь», которые содержат много идей для построения историй и обсуждения многих сторон современной жизни, а также аспектов литературоведения, изучения искусства, обществознания, естественных наук.

2. Профессиональные пробы

Профессиональные пробы - логически завершенный вид учебно-трудовой деятельности обучающихся, моделирующий элементы определенного вида технологического (производственного) процесса и способствующий формированию целостного представления о содержании конкретной профессии, группы родственных профессий или вида профессиональной деятельности. Цель профессиональных проб - создание условий для того, чтоб ученик мог определить, подходит ли для него выбранный вариант профессионального обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.

Профпроба – «Знакомство»

Длительность: 2-4 ак. часа;

Цель: ознакомление учащихся с основами профессиональной деятельности

Краткосрочная профпроба

Длительность: 4, 8 или 16 ак. часов;

Цель: создание учащимися реального продукта в определённой сфере профессиональной деятельности

Примеры проб с использованием наборов LEGO Education Mindstorms EV3:

  • «Космическая инженерия» с набором «Космические проекты»;

  • «Современные технологии в вашем автомобиле» с учебным курсом «Программирование с EV3»

  • «Инженер» с набором «Инженерные проекты с EV3»

3. Хакатон

Хакатон - марафон программирования по воплощению идей и разработке приложений. В области робототехники хакатон предполагает создание роботов, соответствующих определенным требованиям.

Проведение Хакатона

Робототехнический

Заранее определены технические требования к наборам для сборки и к среде программирования.

- Перед началом объявление темы и требований к роботам.

- Время работы ограничено

- За время выполнения заданий учащиеся должны: придумать идею робота и нарисовать эскиз, собрать модель робота, написать программу, придумать устную презентацию.

По программированию

- Предприятия-партнёры подготавливают кейсы (задания) для команд

- Учащиеся объединяются в команды, выбирают один кейс для решения.

- Время работы ограничено.

- Команда презентует конечный продукт жюри из экспертов в данной области (представителей фирм, профильных кафедр вузов)

 

В нашей школе уже 2 года проходит робототехнический Хакатон для школьников 1-5 классов. Используя робототехнический набор LEGO Education WeDo учащиеся по теме Хакатона проектируют робота (в этом году это была машина, работающая на стройке): создают эскиз и по нему строят машину, а затем программируют её работу и представляют свою машину экспертному жюри.

4. «Мини-погружения»

Цели: 1) попробовать себя в разных видах активностей; 2) познакомиться с разными видами практик.

Обычно проводятся в виде «движения по станциям», на которых учащиеся одни (или со взрослыми) выполняют различные виды активностей, при этом получают личностно значимый результат.

Примеры мини-погружений

Фестиваль команд учеников 3-4 класса «LEGO-Погружение»

Знакомство учеников и педагогов с решениями LEGO Education: «Учись учиться!», «Увлекательная математика», WeDo 1.0, StoryStarter «Развитие речи 2.0», «Простые механизмы»

Семейный IT-Фестиваль (для команд дети + родитель)

Предложены задания по робототехнике WeDo для учащихся 4-6 классов, по робототехнике Mindstorms EV3 для учеников 7-8 классов

Список литературы:

  1. В.Р. Имакаев. «Образовательный конструктор» http://presto.perm.ru/obrazovatelnyi_konstruktor/

  2. Юрий Вирич. О решениях LEGO Education. https://youtu.be/aoen9F6NWJw

  3. Михай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания».

  4. Материалы по теме от Зильберман М.А. https://goo.gl/ZBFMBf