Сетевые проекты с использованием сервиса совместной работы  Microsoft OneNote и BYOD

Автор статьи:

 

Зильберман Мария Александровна,

 

методист, учитель информатики и ИКТ, МАОУ «СОШ № 10» г. Перми

В практику школьной жизни постепенно входит использование мобильных технологий в образовательном процессе. У учеников даже первого класса уже есть мобильные телефоны. У старшеклассников есть сматрфоны, электронные книги и планшеты. Ученики приносят в школу все больше мобильных устройств, причем используют они их не только для развлечения (игр и общения в соцсетях), но и для работы на уроках (получить справку из Википедии, найти что-то в Интернете, перевести слова или фразы в через программу-переводчик, работать с текстами книг на уроках литературы, читать доклады с мобильных устройств), и для подготовки домашних заданий. В такой ситуации естественным для педагога действием является использование некоторых возможностей мобильных устройств школьников для организации работы на уроке и сознательное включение мобильных устройств учеников в образовательный процесс. Таким образом становится понятным, что технология BOYD (Bring your own device - дословно “принеси своё устройство”), когда учащиеся приносят свои мобильные устройства и с помощью них происходит какая-то запланированная работа в учебной деятельности, является одной из актуальных в ИКТ-технологий в образовательном процессе.

Смартфоны и планшеты - это, по факту, мобильные персональные компьютеры, имеющие:

  • сенсорный экран,

  • модуль wi-fi для обеспечения доступа в сеть Интернет,

  • фотокамеру (минимум 3.2 Мпикс)

  • датчик звука (микрофон),

  • датчики GPS и Глонасс (обязательное требование с 2013 года),

  • развитую операционной систему,

  • возможность устанавливать различные приложения (в том числе платные)

Смартфон также имеет разъём для сим-карты (сим-карта может быть и в планшете, если вы используете подобную модель), что обеспечивает возможность звонков и доступа в Интернет.

Большинство существующих смартфонов и планшетов имеют минимальный базовый функционал, который можно использовать фактически на всех устройствах подобного класса, что облегчит планирование образовательной деятельности с использованием данных устройств.

Базовый набор функций смартфонов и планшетов включает в себя:

  • съёмку фотографий и видео,

  • работу с браузером,

  • доступ в социальные сети через приложения,

  • карты (и возможность определять по ним свое местоположение),

  • датчики (света, звука - микрофон).

Перечислим далее основные проблемы, которые нужно будет решать учителю при работе в технологии BYOD, а также предложим некоторые пути их решения.

Проблемы

1.Ученики могут отвлекаться на игры

2. Планирование образовательной деятельности таким образом, чтоб использование BYOD было не только уместным, но и даже где-то необходимым

3. Обеспечение доступа в Интернет

4. Устройства у учеников действительно разные: разные производители, операционные системы и версии этих систем

Варианты решений

1. Создать условия, чтоб ученикам некогда было отвлекаться: использовать элементы соревнования, вести занятие в быстром темпе, работать в команде.

2. Учитель при планировании работы должен ответить на вопрос: возможен ли иной путь достижения его педагогических целей. Есть ли более эффективные и простые в использовании средства. Только оправданное использование BYOD будет иметь максимальный эффект.

3.1. Предусмотреть наличие wi-fi в месте проведения занятий;

3.2. Если доступа в Интернет точно не будет, подобрать приложения и активности, не требующие доступ в Интернет;

3.3. По разрешению родителей использование мобильного Интернета

4.1. Подобрать похожие по функционалу приложения для всех ОС

4.2. При работе планировать использование базового набора функций, которые есть скорее всего на большинстве устройств

Для проведения проектов минимально необходимо обеспечить хотя бы 1 мобильное устройство на команду из 2-4 учеников. Для обеспечения совместной работы команд в проекте рекомендую использовать сервис OneNote от компании Microsoft (https://www.onenote.com/). OneNote — электронная записная книжка, в которой можно создавать и упорядочивать записи с любого устройства в виде блокнотов. Приложение позволяет записывать свои идеи, вести заметки на занятиях и собраниях, вставлять содержимое из Интернета, составлять совместные списки задач и делать рисунки. OneNote можно установить как программу на компьютер, как мобильное приложение или пользоваться доступом к вашим записным книжкам через браузер.

Данное приложение имеет ряд преимуществ. Оно бесплатно, есть под все популярные операционные системы, позволяет вносить заметки на разных устройствах и синхронизировать их в реальном времени. Недостатком являются медленная синхронизация при низкой скорости доступа в Интернет.

Несколько слов о мобильном приложении. Что в нём можно делать?

  • вносить данные в любом месте рабочего поля;

  • вставлять фото, аудио, видео;

  • рисовать по фотографиям;

  • записывать аудио-заметки;

  • делать записи “от руки”.

Общий принцип организации работы с блокнотами над проектом такой:

  1. Вы создаёте блокнот;

  2. Размещаете в нём стартовую страницу проекта;

  3. В зависимости от типа проекта создаёте разделы блокнота.

Вариант 1: вы создаёте раздел для команды и размещаете там задания по порядку для команды (см. рис. ниже)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2: вы создаёте разделы блокнота и в каждом разделе команды размещают свои варианты выполнения задания (см. рис. ниже)

 

  1. Предоставляете к блокноту доступ по адресам участников групп.

Использованные ресурсы:

  1. Статья “Использование мобильных технологий в образовательном процессе” http://iso-mz.blogspot.ru/2014/05/byod.html

  2. Сайт “Парковый урок” https://sites.google.com/site/parkpiter2012/

  3. Проект “Класс без стен” (автор М.А. Зильберман) https://goo.gl/l5mwGS