Мобильные приложения в помощь проведению уличного квеста

Автор статьи:

 

Кубрак Наталья Владимировна,

 

 начальник информационно-библиотечного отдела, МДЦ «Артек», г. Ялта, Крым

Людмила Рождественская: «Возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самим породить/выработать новое знание, получить опыт, в полном смысле слова - прожить его, а потом переосмыслить произошедшее через участие в групповых обсуждениях - такова, вкратце, суть «обучения вне стен классной комнаты».
Суть обучения вне стен классной комнаты заключается в том, что окружающая среда способствует достижению образовательной цели, поставленной педагогом.
Определений квеста сегодня много. Вариант Википедии также широко определяет это понятие «Квест (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — Один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач».
В нашем случае квест должен решать ещё и образовательные задачи. Ниже представлены рекомендации по проведению квестового занятия для школьников с использованием мобильных устройств. Эта технология может применяться в любой предметной области, и может быть полезной педагогам, преподающих в различных дисциплинах.

В реализации квеста используются мобильные устройства, школьники и педагоги работают с мобильными приложениями
• Мессенджер Whatsapp (или аналог)
• Приложения для считывания QR-кодов (Neoreader и его аналоги)

Характеристика приложения Whatsapp
Ключевые возможности
• работать в группах
• отправлять и получать мгновенные сообщения
• отправлять изображения
• отправлять видео
• отправлять аудио
• отправлять документы (до 100 МБ)
• отправлять контакты
• отправлять координаты
• работать в браузере (https://web.whatsapp.com/)
Характеристика приложения Neoreader
• Возможность быстро считывать QR-коды.
• При этом в QR-код можно зашифровать текст, ссылку на веб-страницу, sms – сообщение, визитку. Расшифровка текста не требует подключения к интернету.
Общими особенностями данных приложений являются: кроссплатформенность (существуют варианты для всех операционных систем мобильных устройств), нетребовательность к высокой скорости загрузки контента, небольшой вес приложений (что позволяет оперативно устанавливать приложения на устройства детей) 
Создание QR-кодов происходит на подготовительном этапе. При этом используются различные генераторы QR-кодов, например:
• QR-кодер (http://qrcoder.ru/) кодирует любой текст, ссылку, визитку, sms, при этом можно выбрать оптимальный размер кода.
• QRmania (http://www.qrmania.ru/) кодирует текст, ссылку на сайт, телефон, SMS сообщение, Email адрес, Email сообщение, визитную карточку, Twitter, Карты Google. При этом можно скруглять углы кода, корректировать точность и выбрать цвет кода.
• Creambee (http://creambee.ru/) позволяет создавать креативные коды, шифруя текст, ссылку, контакты телефонной книги, номер телефона, SMS-сообщение,e-mail сообщение, Твиттер, сообщение в Facebook. При этом можно создавать многоцветные коды различных форм и разных размеров.
• Автором статьи используется как достаточно стабильный инструмент сервис 2qr.ru (http://2qr.ru/). При этом же функционале сервис предлагает опцию «букмарклета» - закладки на панель браузера. С помощью этой опции можно превращать в qr-код любую веб-страницу в один клик (http://bit.ly/1S1oiEn).
Модель «Краеведческий квест» (работа на маршрутах)
Стоит обратить внимание на предметное содержание занятия – посвящено ли оно историческим, культурным достопримечательностям, или природным. Одна и та же территория может служить источником знаний по самым различным предметам, включая физику или химию.
Командам предлагается краеведческий квест в виде путешествия с остановками. Каждая остановка посвящена определённой улице, и в качестве остановки выбирается какое-либо учреждение или здание. И задание, которое выполняется командами на этой остановке, тематическое. Например, остановка «Банк» – задание на тему «Деньги», остановка «Школа» – онлайн-викторина по школьным предметам и т. д. Каждое задание оценивается, должны быть продуманы критерии оценки и в каждом пункте озвучены командам.
Команды на протяжении всего маршрута координируются через т.н. «Центр». Но с командами присутствуют педагоги – «Навигаторы», которые корректируют траектории участников.
Этап «Сборы»
Предварительно перед мероприятием (за 1 день) рекомендуется провести беседу с детьми и рассказать им об этих приложениях, напомнить, что для работы в квесте нужно подготовить устройства, установить приложения, проследить, чтобы работал выход в интернет.
В день проведения занятия команды регистрируются, определяются с названиями. В Whatsapp создаются две отдельные группы. У Whatsapp есть возможность добавлять в группу участников, и если у кого-то из детей есть с собой смартфон с этим приложением, то они должны быть добавлены.
Но в любом случае достаточно 1 основного устройства, на которое заранее установлены эти приложения. Таким образом, решается проблема отсутствия устройств у детей, отсутствия трафика или установленных приложений.
При планировании мероприятия стоит выделить некоторое время на установку приложений школьникам (5-10 минут)
Также в каждую из групп добавлен представитель «Центра», который остаётся в помещении и координирует перемещение команд – присылает задания в группы, принимает фотоотчёты с места, ответы на викторины и т. д. Вся координация происходит через браузер.
Дети знакомятся с правилами:
Каждый пункт назначения зашифрован в Qr-коде или отправляется по Whatsapp.
На каждой остановке команда должна сфотографироваться и прислать фото по Whatsapp.
За каждое выполненное задание на этапе команда получает оценку.
В случае затруднения команде предлагаются подсказки. За подсказку снимается один балл, за неверный ответ – 2 балла.
Далее команды направляются на маршрут. В качестве одного из вариантов предлагается такое решение: обе команды проходят один и тот же маршрут, но в разных направлениях.
«Куда идти?»
«Центр» присылает по Whatsapp в зашифрованном виде место, куда нужно идти: это может быть головоломка в формате изображения, координаты места и т. д.
Подсказка
Если команда не может определиться с направлением, предлагается подсказка в виде QR-кода. Например, подсказка к точке «Банк» представляла собой зашифрованный номер горячей линии Сбербанка. Расшифровав код и набрав предложенный номер, школьники слышали голос автоответчика, сообщавший название банка. В качестве подсказки к точке «Почта» школьникам была направлена по Whatsapp аудиоцитата с высказыванием почтальона Печкина. Также подойдут старые фотографии зданий и улиц.
Фотоотчёт
Обязательным условием на каждой остановке можно сделать групповой фотоотчёт. При этом, если квест краеведческий, можно предлагать школьникам подбирать такой же ракурс для фото, как и на старых фотографиях, для сравнения - «как было и как стало».
Задания
После этого участникам предлагаются задания в виде QR-кода, предварительно спрятанного в точках маршрута, либо предложенного «Навигатором».
Задания предлагаются тематические и выполняются в различных форматах. Если это остановка «Школа», то после считывания кода школьники проходят по ссылке, на онлайн-викторину школьным предметам (http://bit.ly/1OOOuzb)
Так как викторина представлена в виде гугл-формы, это позволяет координатору Центра удалённо в синхронном режиме отслеживать и оценивать ответы в гугл-таблице. 
Возле памятника героям Великой Отечественной войны дети могут записать видеодекламацию стихотворений. В отделении «Почты России» детям можно предложить заполнить почтовые карточки и отправить фото этих карточек по Whatsapp. Возле детского сада можно создать и отправить аудиозапись детской песенки.
При этом важно не забывать, что это занятие должно быть познавательным. Многие школьники не знают истории своего города, и в процессе перемещения по маршруту «Навигаторы» могут знакомить их с историей города, городскими легендами и т. д.
Финал
Каким образом закончить занятие? Например, в каждой точке дети получают фрагмент QR-кода. И после прохождения всех этапов им предстоит сложить этот код и расшифровать его. В этом коде зашифрован текст-подсказка, координаты конечной точки или местонахождения клада, контакты человека, позвонив которому дети узнают о направлении движения.
Работа с Whatsapp через браузер (https://web.whatsapp.com/) позволяет оперативно сохранять на компьютер все фотографии с точек маршрута, а простейший видеоредактор типа Moviemaker поможет быстро создать видеоотчёт о квесте, таким образом, чтобы он был готов к возвращению школьников в библиотеку.
С какими трудностями можно столкнуться
• Создание сюжета
• Разработка маршрутов
• Формулировка заданий (при проектировании можно опираться на таксономию Блума (http://bit.ly/1qyngH5
На что стоит обратить внимание:
• В одиночку квест провести невозможно
• Разнообразность заданий (их формат не только связан с мобильными устройствами, но и имеет практический характер)
• Необходимо проверить все коды на читаемость
• Необходимо проверить подключение устройств к интернету
• Занятие не стоит делать длительностью не больше 2 часов
• Важно отрепетировать все маршруты и проверить возможности координации через Whatsapp заранее.
Модель экологического квеста «Поиск предметов»
Подобный квест проводится на открытой площадке (напр., парк) и имеет нелинейный сюжет.
В начале мероприятия участников необходимо познакомить с правилами работы с мобильными устройствами, установить приложения Whatsapp и Neoreader и объяснить принципы работы с ними. 
Для того чтобы узнать первое задание, участники должны восстановить QR-код – закрасить его недостающие элементы (https://www.youtube.com/watch?v=ewr-DA026BE)
В дальнейшем команда ищет коды в парке. При этом нужно учесть диаметр территории, на которой они будут искать коды.
Коды размещены в деревьях, под камнями, приклеить к бытовому мусору, на других предметах.
Особенность данной модели состоит в том, что нужно прочитав задание, соединить предмет с другим найденным. Результаты выполнения заданий участники фиксируют и отправляют в Whatsapp. Можно добавить «пустые» коды, как и в компьютерных играх, когда при нажатии на объект появляется простое объяснение без задания.
Примеры заданий:
1. Каменная береза (Это камчатская каменная береза. Почему она кривая? Пришлите ответ в WhatsApp. Неожиданные ответы приветствуются)
2. Камень (Это камень. Вещь практически бесполезная. Но под ним можно спрятать клад), под камнем спрятан ребус. Прислать отгадку в WhatsApp
3. Бутылка (Это мусор. Мусор вреден. Но он может быть полезен, если применить фантазию. Примените фантазию. Фото пришлите в WhatsApp)
4. Сухие ветки (Сухие ветки никому не нужны. В летнее время они пожароопасны. Ищите горелое дерево рядом, чтобы соединить с другим предметом)
После этого команды создают доклад о проведённой работе, представляя результаты исследования. Подводятся итоги занятия, делаются выводы, принимаются решения.
Необходимо учесть
• Коды для команд лучше выделить цветами
• Учесть нелинейность поиска
• Неопределённое место поиска
• Длительность около часа
• Обязательная рефлексия
Основываясь на Правилах паркового урока, можно дать педагогу следующие советы:
• Удерживайте образовательные цели
• Обеспечьте коммуникацию участников проекта
• Используйте окружающую среду
• Не забывайте о формировании метапредметных умений
• Обеспечьте интригу вначале и сюрприз в конце
• Получайте удовольствие!
Полезные ссылки
1. Neoreader (http://support.sonymobile.com/ru/xperiaacros/userguide/Scanning-barcodes-with-the-NeoReader-application/ 
2. Whatsapp (https://www.whatsapp.com/faq/), 
3. Правила паркового урока https://sites.google.com/site/parkpiter2012/pravila-parkovogo-uroka
4. Рождественская Л. Обучение вне классной комнаты http://bit.ly/1qypxlE4