Новые возможности оценивания в классе.

Оценивание для обучения

Автор статьи:

 

Понятовская Юлия Николаевна, 

 

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 г. Данкова Липецкой области

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта, направленный на обеспечение качества образования, что даёт возможность привлечь к оценочной деятельности не только педагогов, но и обучающихся.
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию.
Система оценивания в классе, которую предлагается использовать построена на следующих основаниях:
1) оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; 
2) оценивание  может быть только критериальным.  Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
3) критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся и могут вырабатываться ими совместно;
4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

В чём же различие между итоговым и формирующим оцениванием?
Итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата.

Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее оценивание, диагностическое – это  «оценивание для обучения».
Формирующее оценивание – это процесс обнаружения и интерпретации данных, которые позволяют и учителю, и ученику понять в каком направлении движется ученик, насколько далеко он продвинулся и как ему помочь улучшить свои результаты. В то же время, учитель понимает, достаточно ли удачные формы и методы обучения он использует в работе с конкретными детьми или необходимо что-то менять в своей деятельности.
Данные международных научных исследований говорят о том, что использование методов формирующего оценивания в работе с учениками (особенно категории неуспешных, с низкой мотивацией к обучению), показывает высокую эффективность.
В чём же отличие данного вида оценивания от традиционного? Оценивание для обучения:
 - Центрировано на ученике.
 Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю  и ученику информацию, на основании которой они принимают решения,  как улучшать и развивать учение.
- Направляется учителем. 
Предполагает высокий профессионализм учителя, так как именно он решает, что оценивать и каким образом, как реагировать на полученную информацию.
Разносторонне результативно: 
- Благодаря тому, что оценивание сфокусировано на ученике и требует его глубокого погружения в изучаемый материал, создаются условия для развития навыков самооценивания, что приводит к повышению учебной мотивации. Дети видят заинтересованность учителя, который стремится им помочь стать успешными.
- Формирует и направляет учебный процесс.
В основе формирующего оценивания – механизм, обеспечивающий учителя информацией, которая нужна ему для совершенствования преподавания, для поиска наиболее эффективных методов обучения, а так же мотивирует учеников активней включиться в своё учение.
- Определено контекстом.
 Оценивание осуществляется с учётом потребностей учителя и его учеников. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной учебной ситуации. Поэтому, что хорошо работает в одном классе, может не подойти для другого.
- Непрерывно.
Формирующее оценивание запускает механизм непрерывной обратной связи. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь, относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Это ежедневная учебная работа, которая происходит в классе, которая позволяет учителю работать систематично, подвижно и эффективно.
Формирующее оценивание нацелено на решение двух задач:
1. Осознание учеником, чего он хочет достичь (в знаниях, понимании, умениях) и тем, где он находится в данный момент.
2. Планирование того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить.
Методы, приёмы и техники формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разных классов. 
В начале урока мы выясняем потребности учеников их стартовые позиции, чтобы учитывать их в ходе обучения. Это может быть беседа с детьми, дискуссия, в ходе которой учитель наблюдает и оценивает, как происходит учение.
Во время урока учитель может проводить краткие импровизированные обсуждения наиболее интересных ответов. Письменные работы детей обсуждаются и оцениваются вместе с детьми, т.е. проводится анализ работ. Работу можно начинать с 1 класса, используя документ-камеру. Данный вид работы очень мотивирует и стимулирует детей. Когда в классе доброжелательная обстановка и анализ работы проходит по точным, заранее всем известным критериям, дети не зажимаются и не боятся, что у них вдруг кто-то обнаружит ошибку.
Проведение экспресс-опроса или опроса по заготовленным вопросам, позволяет сразу же оценить вместе с детьми их знания, получить мгновенную обратную связь, которая является основой формирующего оценивания. 
Вовлечение детей в рефлексию позволяет развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.
В качестве примера - «Опросник самодиагностики работы с партнёром». 

Он очень простой, но позволяет решать много задач:
1. Работа с инструкцией. Именно с неё начинается работа с этим опросником.
2. Не только контроль со стороны учителя, но и проверка собственных знаний детьми.
3. Определение учениками степени своего знания/незнания и осознание необходимости дополнительной работы, повторения материала.
4. Развитие навыков сотрудничества.
5. Умение аргументировать свою точку зрения.
6. Умение прислушиваться к мнению своего партнёра.
7. Находить и исправлять ошибки.
Инструкция
1. Сначала работай индивидуально! При каждом ответе отметь знаком «галочка», верным или неверным ты считаешь данное утверждение. Обоснуй!
2. Объясни партнёру свой выбор. Слушай внимательно, когда он будет тебе объяснять свой выбор. Если ты обнаружишь ошибку, исправь её!
3. Если ты что-то исправляешь в своих ответах, используй для этого карандаш другого цвета, чтобы учитель мог определить, кому из вас, возможно, нужна помощь.
Конечно, на распечатку подобных таблиц уходит много бумаги и краски. Поэтому, помимо бумажных таблиц самодиагностики можно использовать для этих целей систему опроса.

Дети, анализируя диаграммы результатов ответов, могут самостоятельно оценить качество и результативность своей работы на уроке и поставить перед собой цель: улучшить (если он оказался недостаточно высоким) этот результат на следующем уроке. Именно так ученики вырабатывают в себе привычку к самоконтролю.
Оценивание занимает важное место среди других элементов педагогического процесса. Без оценивания нет и обратной связи, то есть ни учитель, ни ученик не получают достоверных данных о результатах своего труда, которые могли бы использовать для корректировки и улучшения как учения, так и преподавания. 
Литература
М.А. Пинская, Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.