Особенности подготовки к проведению «перевернутого» урока

Автор статьи:

 

Кочергина Татьяна Ивановна,

 

учитель информатики БОУ «Гимназия № 26», г. Омск

Идея «перевернутого» урока относительно новая и, безусловно, перспективная. Впервые эту идею выдвинули американские педагоги  Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — именно они придумали термин и впервые апробировали этот метод. В 2004 году они впервые перевернули класс. Большой вклад в развитие концепции «перевернутый класс» внес Салман Хан, основатель Khan Academy. Марина и Юри Курвитс, эстонские педагоги, уже несколько лет работают в направлении создания технологии «перевернутого» урока.
Основная идея: «перевернутый класс» - это занятия наоборот. Объяснение теоретической части происходит дома. «Домашняя» работа - в классе.  Термин «домашняя» работа не случайно взята в кавычки, потому что главное «перевернуть» не работу в классе и работу дома, а пассивное и активное получение знаний учащимися.
Прежде чем подготовиться к своему «перевернутому» уроку необходимо четко осознать:
- С какой целью Вы решили осуществить «переворот»?
- Какие проблемы могут возникнуть и как их решить?
- Что именно Вы планируете «перевернуть»?

Цель «переворота» у каждого педагога своя. Возможно, основной движущей силой станет желание попробовать новые методы в обучении. Но, все-таки, главным выступает необходимость решить какую-то проблему или комплекс проблем. 

Например, повысить мотивацию ребят, учебно-познавательную активность, решить проблему с невыполненными домашними заданиями, сместить акцент с получения знаний на развитие творческого и критического мышления, но при этом и обеспечить ребят необходимыми знаниями и умениями для жизни и итоговой аттестации по предмету, сделать процесс обучения максимально ориентированным на личность каждого ученика. 
Ожидаемы проблемы «переворота», а они обязательно возникнут, необходимо продумать заранее и быть к ним готовым. Все проблемы можно разделить на «проблемы учителя», «проблемы ученика» и «проблемы родителей».
Итак, какие же проблемы могут возникнуть у учителя?
• Недостаток времени. 
• Уровень ИКТ-компетентности.
• Отсутствие поддержки со стороны родителей, администрации.
• Методические проблемы.
• Технические проблемы.
• Психологические проблемы.
Недостаток времени у учителя – одна из главных проблем. Не секрет, что учителя перегружены, а  если работают только на ставку, то вынуждены подрабатывать. Подготовка к «перевернутому» уроку требует больше времени.  Авторы идеи  Джонатан Бергман и Аарон Сэмс в одном из интервью признались, что идея записывать  лекции на видео и предлагать видео студентам для самостоятельного обучения возникла из эгоистических побуждений, им надоело постоянно рассказывать одно и то же, тратить на это время. Так может быть большие временные затраты на начальном этапе позволят сократить врем в будущем?  В любом случае, решение этой проблемы связано с грамотным планированием своего времени, а главное, с желанием педагога.
ИКТ-компетентность достаточно высокого уровня является обязательным профессиональным требованием к современному педагогу. Конечно, все понимают, что большинство людей, работающих в школе, не имели должной ИКТ подготовки в вузе.  Но, в наше время, возможности повысить свою ИКТ-компетентность безгранична: огромное количество курсов, мастер-классов, практических конференций, вебинаров, инструкций, видеоуроков в сети, а так же работа ресурсных центров региона направлены именно на это. Поэтому, решение проблемы есть и все, опять же, зависит от желания педагога.
Отсутствие поддержки со стороны родителей, администрации так же может стать проблемой. Следовательно, учителю нужно быть готовым к том, чтобы аргументированно объяснить свою позицию, убедить других участников образовательного процесса в том, что данный вид деятельности эффективен и полезен для ученика.  Но проще такую проблему предупредить. Надо помнить, что Ваш предмет не единственный и домашняя нагрузка на ученика не должна стать чрезмерной. Урок длиться 45 минут, в школе уроки, как правило, комбинированные, следовательно, на объяснение учебного материала уходит 15-20 минут, а значит и на домашнюю работу не должно уходить несколько часов. Не следует бросаться в крайности. Если мы даем материал на самостоятельное изучение, то необходимо предоставит учебное пособие с кратким изложением материала и дать дополнительные источники, которые могут быть использованы по желанию учеников. 
Методические проблемы связаны с отсутствием четких методических рекомендаций, конкретной технологии, небольшим количеством примеров уроков. Тем  не менее, такие наработки уже есть и достаточно серьезные, основанные на реальном опыте. Рекомендую начать с изучения материалов  Юри и Марины Курвитс, замечательных эстонских педагогов-новаторов, которые уже не один год работают над технологией «перевернутого» класса и щедро делятся опытом с коллегами, при чем, на русском языке.  
Технические проблемы все еще актуальны в большинстве школ России и останутся таковыми  еще не  один год. Компьютер и интернет дают возможность «переворачивать» класс более эффективно, но некоторые элементы, идеи можно использовать в обучении и без компьютера на уроке. Как минимум, у всех есть учебники. И, как минимум, прочитать и осмыслить информацию из учебника можно дома и без компьютера, а на уроке можно решать задачи, заниматься проектной деятельностью, анализировать и оценивать информацию, используя листок, ручку, классную доску и т.д.
 Психологические проблемы объединяют в себе все перечисленные выше проблемы и связаны, опять же, с желанием и мотивацией учителя. «Переворачивать» урок или нет – каждый решает для себя сам. 
Возможные проблемы ученика 
• Увеличение нагрузки на детей при подготовке к уроку.
• Уровень ИКТ-компетентности.
• Отсутствие мотивации.
• Осмысление материала.
Увеличение нагрузки при подготовке к уроку. На самом деле,  на мой взгляд, «перевернутый» урок предполагает не увеличение нагрузки, а ее сокращение. Домашняя работа должна стать легче, потому что самая сложная часть забирается на урок и выполняется с помощью одноклассников и учителя. Главное, учителю подготовить (подобрать) учебный материал, дать четкие инструкции для выполнения домашней работы, предоставить инструменты для самоконтроля. И четко рассчитать минимальное время, необходимое на выполнение домашнего задания средним учеником.  
Уровень ИКТ-компетентности будет существенной проблемой только в том  случае, если выбранный учителем инструментарий не будет соответствовать возрасту учеников.  Следует подбирать только те инструменты, которые знакомы детям или очень просты в освоении, во втором случае необходимы четкие инструкции или помощь учителя.
Отсутствие мотивации – проблема вечная.  Известно, что основой положительной мотивации является интерес ученика к изучаемой теме.  Следовательно, одной из задач учителя является необходимость заинтересовать детей, а также сделать процесс подготовки к уроку разнообразным и занимательным, что также должно помочь ученику осмыслить учебный материал, а не просто прочитать параграф или прослушать видеоурок.  
Вряд ли необходимо «переворачивать» каждый урок.  Использование различных технологий делает процесс обучения разнообразным. Элементы «переворота» можно применять и в начальной школе, а, возможный протест родителей можно предупредить или погасить объяснив им, что для родителей гораздо проще будет помочь детям прочитать теорию из учебника или просмотреть видеоурок, чем  решать с ними развивающие задача и практические задания. Кроме того, некоторые разделы дисциплин можно изучать и без домашнего задания. Например, на одном уроке можно организовать индивидуальную самостоятельную работу ребят по  изучению учебной информации, а второй урок посвятить анализу изученного материала, оценить новые возможности, которые дают новые знания, решить задачи или выполнить практическую работу по теме.  Безусловно, при таком подходи кардинально меняется система оценивания. На главную позицию выходит формирующее оценивание, которое предполагает не только наблюдение и контроль  за ходом работы со стороны учителя, но и регулярное оценивание учениками собственной деятельности.  
Таким образом, подготовка к «перевернутому» уроку предполагает:
1. Тщательный выбор темы (особенно для первого «перевернутого» урока) и формулировку цели.
Цель  должна быть сформулирована только в  терминах деятельности учащихся.  Прочитав и осмыслив цель, ученик должен сам определить каким образом он сможет достичь поставленную цель, то есть цель должна быть конкретной, понятной, измеримой и достижимой за определенный промежуток времени.
2. Планирование деятельности учителя и ученика на каждом этапе.
В решении поставленной задачи поможет технологическая карта, например, такая:
Тема: __________________
Класс: __________________
Цель: ___________________

Деятельность учителя

Этап изучения

Деятельность ученика

Цель

Материалы

Контроль

Введение

Дома

В классе

На этапе введения учителю необходимо пробудить учебно-познавательный интерес учеников к изучению новой темы. Я  делаю это на последнем уроке, перед изучением новой темы. Обычно это контрольная работа, которую можно несколько сократить, выделив 5-7 минут в конце урока на подготовку к изучению новой темы. На этапе введения я предлагаю ребятам проблемную задачу, для решения которой необходимы новые знания, или интересный факт, который подтолкнёт учеников к изучению новой темы или педагогический «артефакт» - изображение, видео, стихотворение, предмет, который так или иначе связан (возможно косвенно) с новым материалом. В любом случае, обязательным условием является обращение к жизненному опыту учащихся. А так же даю четкие инструкции для выполнения домашней работы, которые обязательно размещаю на своем блоге.
3. Домашняя работа предполагает самостоятельное изучение новой темы. Для этого можно использовать учебник, интерактивный плакат по теме, подкаст, скринкаст, видео, презентацию, объясняшку, текстовый документ. Материал может быть подготовлен учителем самостоятельно или  заимствованный у коллег в сети. Самое главное разделить учебный материал на короткие блоки,  основной материал должен быть необходимым и достаточным для освоения темы в соответствии с рабочей программой по предмету, рекомендуется предоставить дополнительные источники для изучения по желанию ученика.
Помимо подготовки или подбора учебного материала обязательно необходимы инструменты для самоконтроля. В качестве таких инструментов можно использовать интерактивные дидактические игры (например, созданные в сервисе learningapps.org), интерактивные тесты (например, отличный сервис для создания тестов master-test.net),  интерактивное видео (youtube.com). Процесс подготовки к уроку можно сопровождать специальными заданиями-шаблонами, которые помогут ученикам осмыслить новую информацию. Например, можно предложить заполнить презентацию по шаблону – заданное количество слайдов, на каждом слайде необходимо разместить конкретную информацию в краткой форме (определение понятие, список фактов, схему и т.п.). Также можно использовать специально подготовленные шаблоны в табличной форме, которые содержат конкретные вопросы и задания по учебному материалу.   Кроме того, рекомендуется подготовить инструменты для контроля продвижения учащихся в процессе подготовки к уроку. Например, таблица продвижения позволит ребятам  делать пометки по ходу своей работы, что вносит соревновательный характер. Бортовые журналы, позволяют выделять главные идеи, факты. Дневники позволят выявить затруднения, зафиксировать размышления ученика, возникающие вопросы. Таблицы типа «знаю - хочу знать – узнал» позволят ребятам и учителю оценить  приращение знаний в процессе обучения темы. Если на уроке планируется работа по группам, то распределение по группам также лучше вынести за пределы урока, чтобы ребята смогли выбрать себе группу и роль, записав свой выбор в специальном совместном документе.  Лучше всего для этого подходят сервисы для совместной работы в сети (Google-диск, онлайн-доски, вики-вики). Очень полезным может оказаться задание «Задай вопрос», которое подразумевает сбор вопросов, возникших у учеников в процессе изучения темы (например, с помощью формы Google). 
4. Подготовка к уроку предполагает сбор и анализ вопросов и проблем, возникших у учеников в процессе подготовки к уроку. Формулировку вопросов по теме, подготовку заданий направленных на анализ, синтез и оценивание полученных знаний, а так же на определение направлений применения полученных знаний в дальнейшем. Подготовку заданий для групповой и/или индивидуальной работы. Подготовку материалов для формирующего оценивания: алгоритм работы на уроке, критерии оценивания, способы фиксирования продвижение в работе и т.п. Подготовку материалов для итогового оценивания. А так же, подготовку к рефлексии. 
Таким образом, в процессе изучения новой темы в концепции «перевернутый» класс главными задачами учителя являются:  заинтересовать учеников, обеспечить  условия  для самостоятельного осмысленного изучения темы учащимися, помочь при анализе и оценивании новых знаний, помочь при решении практических заданий.
Пример технологической карты «перевернутого» урока
Тема:  В мире кодов (УМК Босовой Л.Л.)
Класс: 5 (пропедевтический уровень)
Цель: сформулировать определение понятий «код» и «кодирование», привести примеры кодов, которые используются человеком в жизни, выполнить практические задания по теме.

Деятельность учителя

Этап изучения

Деятельность ученика

Цель

Материалы

Контроль

Введение

Дома

В классе

1) Подготовить материалы, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся
2) Сформулировать задание
3) Предоставить рекомендации для подготовки к уроку

1) Знакомятся с предложенной темой
2) Записывают домашнее задание

Познакомиться с темой урока,  сформулировать домашнее задание и обсудить, как его выполнять.

Видеоролик о кодировании информации
(3 мин.)

Наблюдение

1) Создает совместную доску онлайн (сервис linoit.com)
2) Создает онлайн опрос для сбора ответов (форма Google)
3) Контролирует  выполнение домашней работы, анализирует примеры и ответы, предложенные учениками.

1) Фиксируют коды, которые встречают в жизни (фото, текстовая запись) и размещают их на доске онлайн
2) Отвечают на вопросы онлайн

Найти примеры кодов в нашей жизни. Ответить на вопросы.
(Зачем люди кодируют информацию? Какую информацию можно закодировать? Чем код отличается от шифра? Почему эту тему мы изучаем именно на уроке информатики? Какие вопросы у вас возникли?)

Ищем коды дома, на улице, в магазине и т.д.

Запись примера на онлайн доске, онлайн-опрос.

1) Подготавливает направляющие вопросы по теме (на основе анализа результатов домашней работы)
2) Создает практические задания по теме урока (кодирование и декодирование информации с использованием числового кода)
3) Консультирует учеников в процессе выполнения заданий.
4) Организует рефлексию.

1) Приводят примеры кодов с пояснениями (Зачем этот код нужен)
2) Отвечают на вопросы, обсуждают вопросы заданные на дом.
3)Формулируют понятия «код» и «кодирование» (записывают в тетрадь)
4) Обсуждают задание №1 (декодирование информации) – выполняют задание.
5) Обсуждают задание №2 (кодирование информации) – выполняют задание.
6) Взаимооценивание результатов работы.
7) Обсуждают, что нового узнали, какие представления изменились, что еще хотели бы сделать по теме, обсуждают степень достижение цели (рефлексия)

Привести примеры кодов, ответить на поставленные вопросы, записать основные понятия, выполнить практические задания.

Электронные заготовки для практической работы.

Сравнение с образцом.
(Задание №1 – при верном декодировании должен получиться заданный рисунок 
Задание №2
при верном кодировании информации программа автоматически сгенерирует рисунок.)

Полезные ссылки

1. Мастер-класс Марины Курвитс «Перевернутый класс: сценарии в педагогической практике»:
 sites.google.com/site/scenarioforflippedclassroom
2. Стратегия смыслового чтения – примеры заданий для организации самостоятельной работы с учебным материалом: shcool-26.blogspot.ru/2013/04/blog-post_22.html
3. Интерактивные плакаты и схемы -  обзор сервисов, примеры, инструкции: shcool-26.blogspot.ru/2013/01/web-20.html
4. Презентации онлайн – обзор сервисов, примеры, инструкции: shcool-26.blogspot.ru/2013/10/blog-post.html
5. Дидактические игры – материалы мастер-класса: shcool-26.blogspot.ru/2015/06/blog-post.html
6. Подкасты – инструкция для создания:   shcool-26.blogspot.ru/2012/07/blog-post_04.html
7. Объясняшки – официальный сайт программы: xplainto.me
8. Скринкаст – обзор средств: elearn23.blogspot.ru/2011/05/12.html