Мобильные приложения в современном образовании

Автор статьи:

 

Бауэр Екатерина Кондратьевна, 

руководитель отдела дистанционных мероприятий ЦДО «Снейл»

С каждым днём все больше увеличивается доля мобильного интернета и количество пользователей мобильных устройств. Такие изменения вполне обусловлены – сейчас все стремятся к удобству и мобильности во всех сферах жизни. С появлением коммуникаторов и планшетов, уже нет необходимости брать с собой «громоздкие» ноутбуки и другие устройства в дорогу, в командировки, на встречи и для других целей. Однако мобильные устройства не приносили бы столько пользы без специальных дополнений – мобильных приложений. Значимость мобильных приложений в образовании растет, а основная причина этого - возможности, которые они дают: 
• совместная работа учащихся над заданиями во время урока и во внеурочной деятельности, 
• обмен файлами, 
• организация дистанционного обучения и взаимодействия с родителями. 
И это лишь некоторые аспекты применения мобильных приложений в образовании! 
Давайте подробнее остановимся на понятии «мобильного обучения».

О мобильном обучении
Мобильное обучение (M-Learning) – возможность обучения независимо от места и времени, посредством ряда мобильных устройств.
Мобильное обучение – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.

Таким образом, мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени.
Обучение может принимать различные формы: с помощью мобильных устройств учащиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам, связываться с другими пользователями, создавать контент в учебном классе и за его пределами. Мобильное обучение включает в себя мероприятия, необходимые для достижения целей обучения, например эффективное управление школьными системами, совершенствование взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями учащихся.
Мобильные технологии развиваются непрерывно. На рынке представлено огромное разнообразие устройств.
 Обычно под мобильными устройствами понимают КПК (карманный компьютер), смартфоны, планшеты и мобильные телефоны, но этот список можно расширить, подразумевая под мобильным устройством любое автономное компактное устройство, сопровождающее людей в их повседневной жизни. 
Мобильное обучение часто является «легким по содержанию», и чаще используется для предоставления учащимся доступа к аудиоматериалам, обмена текстовыми сообщениями, участия в опросах, текстовых чатах, ведения и просматривания конспектов.
Также к содержанию мобильного обучения, именуемому мобильным образовательным контентом применяют ряд требований:
• Компактность - компоненты мобильного обучения должны быть короткими по продолжительности, учитывая то, что они доступны в среде, в которой вероятны потенциальные перерывы в связи. 
• Высокий уровень микроэргономики – высокое качество изображения/звука при малом размере экрана. Малый размер выходного файла (быстрота загрузки).
• Повсеместность и доступность – мобильный учебный контент можно получить в любом месте, независимо от местонахождения. Все больший охват провайдеров мобильных сетей и наличие мобильных устройств обеспечивает повсеместное присутствие сервисов мобильного обучения, в любое удобное для учащегося время.
• Доступ по требованию - по своей природе мобильное устройство обеспечивает доступ по требованию для учащегося, максимально используя потенциал доставки ценного содержания в момент необходимости.
Мобильное обучение — это реально существующая, а не теоретическая возможность. Учащиеся и педагоги из разных стран получают с помощью мобильных устройств доступ к обширным образовательным ресурсам, могут обсуждать информацию и делиться ею с другими учащимися, получать поддержку от коллег и преподавателей, а также осуществлять эффективные коммуникации.
Разумеется, мобильные технологии не являются и никогда не станут панацеей для образования, однако это мощное и зачастую недооцененное средство (среди прочих) способно вывести  образование на новый уровень.
Давайте рассмотрим некоторые преимущества мобильного обучения, выделенные сотрудниками ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры):
• Расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию. Цены на мобильные телефоны постоянно снижаются, поэтому все большее количество людей, даже в самых бедных регионах, имеют возможность приобрести подобные устройства и знают, как их использовать. В настоящее время в разных странах существует множество проектов на основе применения мобильных технологий, которые предоставляют современные учебные материалы посредством мобильной связи для всех желающих.
• Персонализация обучения. Мобильные устройства, как правило, являются собственностью своих владельцев, находятся в их распоряжении в течение всего дня и обладают множеством функций для настройки. Именно поэтому мобильные технологии обеспечивают более широкие возможности для персонализации по сравнению со стационарными технологиями.
• Мгновенная обратная связь и оценка результатов обучения. Мобильные технологии ускоряют процесс оценки результатов обучения и дают учащимся и преподавателям возможность быстрее отслеживать достигнутые успехи.
• Обучение в любое время и в любом месте. Поскольку большую часть времени мобильное устройство находится со своим владельцем, проводить обучение можно в любое время и в любом месте, о чем ранее нельзя было и мечтать. Мобильные обучающие приложения дают пользователю возможность выбора: он может выполнить упражнение, требующее нескольких минут, либо полностью сконцентрироваться на задании в течение нескольких часов. Благодаря подобной гибкости для обучения можно использовать большой перерыв между занятиями или короткую поездку в автобусе.
• Поддержка ситуационного обучения. По сравнению с традиционным процессом обучения в аудиториях, мобильные устройства позволяют переместить ребенка в среду, максимально облегчающую понимание предмета, с помощью разнообразных предметных мобильных приложений. Например, мобильные приложения – экскурсоводы по городу, рассказывающие о важнейших архитектурных объектах, их композиции, конструкции и значении; мобильные приложения, предоставляющие сведения о растениях по мере знакомства с ними в среде естественного обитания и др.
• Развитие непрерывного обучения. Благодаря облачным хранилищам данных можно повысить эффективность обучения. Образовательные ресурсы и информацию можно хранить в облачных хранилищах, а не на жестком диске ПК, поэтому учащиеся могут работать с одним и тем же материалом с разных мобильных устройств. Современное ПО позволяет синхронизировать данные на нескольких устройствах, поэтому учащиеся могут возобновить работу на мобильном телефоне с того места, где она была приостановлена на ПК, и наоборот.
• Обеспечение связи между формальным и неформальным обучением. Мобильные устройства стирают границы между формальным и неформальным обучением, способствуя получению новых знаний. С  помощью мобильных устройств учащиеся с легкостью находят дополнительные материалы, чтобы глубже понять учебный материал, о котором рассказывалось в классе или аудитории. Например, существует огромное количество приложений для изучения языков, которые «говорят» с учащимися и «слушают» их через встроенные в мобильный телефон динамики и микрофон. Раньше для этого был нужен педагог, теперь же достаточно мобильного устройства и установленного на нем мобильного приложения. 
• Помощь учащимся с ограниченными возможностями. Благодаря технологиям масштабирования текста, голосовой транскрипции, геолокации и преобразования текста в речь, мобильные устройства кардинально повышают качество обучения людей с ограниченными возможностями как в сообществах с достаточными ресурсами, так и в менее обеспеченных сообществах.
Наряду с видимыми достоинствами мобильного обучения существует и ряд проблем и сложностей, а именно:
• Технические проблемы: маленький размер экранов и клавиш на мобильных устройствах; проблемы с доступом к Интернету; тот факт, что мобильные устройства работают только от батарей; объем памяти, доступной на мобильных устройствах; проблемы информационной безопасности; отсутствие единых стандартов в связи с мобильными платформами и др.
• Социальные и образовательные проблемы: не все учащиеся могут позволить себе приобрести подходящее мобильное устройство; проблемы в связи с оценкой результатов обучения; проблемы в связи с безопасностью учебного контента; слишком быстрое развитие мобильных технологий; непроработанность педагогической теории для мобильного обучения; концептуальные различия между электронным обучением и мобильным обучением; проблемы, связанные с безопасностью личной информации и др.
Мобильное обучение можно организовать разными способами, это может быть организация мобильного обучения с помощью систем управления мобильным обучением (платформы для разработки мобильных курсов), например: Litmos, LearningCart, Saba, Blackboard Mobile Learn (мобильная версия Moodle). Другим способом применения мобильных устройств для обучения является использование мобильных приложений. 
Мобильное приложение — это компонент, устанавливаемый на мобильное устройство (телефон, коммуникатор, смартфон и т.п.) под конкретную мобильную платформу (Android, iOS, BlackBerry, HP webOS, Symbian OS, Bada от Samsung и Windows Mobile), подключающийся к мобильному серверу и управляющий пользовательским интерфейсом и бизнес-логикой устройства.
На слайде я выделила два пункта, с одним из которых мы уже сегодня познакомились – это разнообразие мобильных устройств. А про другой пункт я хочу спросить у Вас. Напишите, пожалуйста, в чате какие мобильные операционные системы вам известны?
На самом деле мобильных ОС много, но наиболее популярными среди них являются три: Android, Apple iOS, Windows Phone:
• 1 место - Система Android (78%) — операционная система от Google. Она распространяется бесплатно, а требования к техническим параметрам мобильного устройства – минимальны. Эти характеристики сделали данную платформу одной из самых популярных среди крупных производителей смартфонов.
• 2 место – Система Apple iOS (15,2%) - эта ОС полностью закрыта, поэтому нужно платить за продукцию. Данная платформа отличается превосходным качеством работы и стабильностью  — это ее несомненное преимущество. К тому же, она легка в освоении. Еще один плюс – безопасность. На Apple Store производится тщательная проверка всех приложений. К недостаткам системы можно отнести то, что она есть только на устройствах Apple.
• 3 место – Система Windows Phone (2,5%) - эта ОС разработана в Microsoft.  Она не настолько популярна, как вышеназванные, но многие пользователи считают, что в перспективе WP сможет соперничать с лидерами. Интерфейс здесь очень удобный и необычный: вместо виджетов – так называемые «живые плитки» (live tiles). Они отображают информацию на экране без открытия самого приложения (например, календарь, погода и пр.). Часто среди плюсов отмечают отзывчивость системы, скорость и плавность работы интерфейса.
На настоящий момент существует огромное многообразие мобильных приложения как образовательного так и необразовательного типов. К образовательным мобильным приложениям можно отнести разнообразные узкоспециализированные предметные приложения, назначение которых заранее понятно, например:
• GeoGebra - это бесплатная динамическая математическая среда, программная оболочка, где есть весь набор необходимых инструментов для полноценного проектирования графиков и различных фигур.  Выбор точек, векторов и фигур (в том числе графов и таблиц) есть во вкладке «Инструменты», причем все объекты можно динамически изменять или создавать новые компоненты. Самые последние обновления GeoGebra дают доступ к работе с 3D объектами.
• Арт-музей «Timeline» - незаменимое приложение для тех, кто изучает историю живописи. 80 наиболее известных художников расположены на шкале времени, так что можно не только читать их биографии и рассматривать картины, но и пронаблюдать, как искусство менялось с годами. О каждой картине можно также узнать, когда она была написана, где хранится, к какому периоду творчества художника относится и так далее.
• Geography Learning Game - игра-викторина на знание самого широкого спектра географических объектов: рек, гор, озёр, морей, островов, заливов, каналов, пустынь и многого другого. Помимо физической карты мира узнаётся и политическая — изучаются страны, их флаги и столицы. Приложение оформлено в приятных спокойных тонах, а по принципу начисления баллов оно во многом похоже на GeoGuessr: нужно как можно точнее определить местоположение названного объекта. Одно из главных преимуществ приложения — его доступность на русском языке. 
• Chemik крутой инструмент химии - ещё один инструмент для изучения химии, который позволяет знакомиться с активностью элементов, изучать окислительно-восстановительные реакции, решать задачи по химии, получать конечные продукты реакции и уравнивать коэффициенты. В приложении есть описание реакций более полутора тысяч химических соединений. Интерфейс приложения предельно прост, впрочем, как и работа в нём: для реакции достаточно выбрать из таблицы необходимые элементы и соединить их. Приложение можно скачать в Google Play бесплатно.
• айМолекула: Биология ДНК - приложение открывает удивительный мир клеточной биологии. Вы узнаете о структуре и функциях ДНК и РНК молекул, синтезе белка, а также познакомитесь с такими понятиями биологии как: комплементарность, репликация, мутация и транскрипция.
• Lingualeo – приложение для изучения английского языка.
Сегодня на вебинаре нас будут интересовать мобильные приложения, которые не связаны напрямую с образовательным компонентом, но которые можно и нужно использовать в своей образовательной деятельности.
Приведем примеры мобильных приложений, условно разделив их на несколько групп:
• МП на уроке и во внеурочной деятельности, 
• МП при взаимодействии с родителями, 
• МП при организации мобильного обучения.
На уроке и во внеурочной деятельности: QR Code Reader, Mindly, Plickers
QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — графическая картинка, легко распознаваемая мобильным устройством, оснащенным веб-камерой, в которой закодирован небольшой информационный фрагмент.
Принципы и свойства QR-кода:
• Долговечность. QR-код в цифровом формате не устареет через полгода, не истреплется как бумажная визитка, не порвется и не утонет. Ровно столько, сколько Вам нужно, он будет нести в себе нужные данные, хоть десять лет, хоть все сто.
• Универсальность. ему нет разницы, кто и где его сканирует – в Америке, Африке или Европе, в Австралии или даже на Северном полюсе. 
• Креативность. Можно сделать ярким и узнаваемым.
С помощью QR-кода можно закодировать:
• Текст
• Ссылка на сайт
• Видео YouTube

Mindly - это отличное бесплатное приложение для создания ментальных карт. Доступна бесплатная версия данного приложения, которую можно скачать в Android и IOS маркетах. Приложение имеет простой понятный интерфейс.
Первым делом нужно ввести название карты. После этого можно добавлять ключевые элементы. В целом карта напоминает планету со спутниками. Цвет и иконки элементов можно менять по своему усмотрению.
Ключевые элементы могут разделяться на категории и это может происходить хоть до бесконечности. Зависит только от сложности вашего майндмэпа. По окончанию работы структуру карты можно посмотреть полностью. В бесплатной версии Mindly позволяет экспортировать ментальные карты только в PDF. Всего доступно 3 ментальные карты.

Мобильное приложение Plickers.
Программа Plickers работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт plickers.com и распечатанные карточки с QR-кодами для учащихся. 
Что нужно для работы с Plickers:
● один мобильный телефон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;
● набор карточек с QR-кодами;
● проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Live View (для транслирования тестовых вопросов). 
Что не нужно для использования Plickers:
● наличие мобильных телефонов у детей.
Что представляет собой карточка с QR-кодам. Карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
Макеты карточек доступны для скачивания на 
официальном сайте . Есть 5 различных наборов. В любом наборе каждая карточка уникальна и имеет свой собственный порядковый номер. Это позволяет, например, выдать карточку конкретному ученику и отслеживать при необходимости его успехи, сделав опрос персонифицированным. 
Вот доступные на сайте наборы:
● Standard (стандартный): на один лист А4 влезает 2 карточки, всего — 40 различных карточек. Для 99% школ этого хватит, так как количество учащихся явно меньше 40.
● Expanded (расширенный): то же самое, что и выше, только карточек 63.
● Large Font (большие шрифты): варианты ответов A, B, C, D на карточках написаны существенно большим шрифтом. Это подходит, например, для маленьких детей, которым сложно читать мелкие буквы. Но в то же время это сделает более лёгкой возможность подсмотреть ответ соседа.
● Large Cards (большие карточки): то же, что и стандартный набор, но сами карточки больше размером и на один лист помещается ровно 1 карточка. Всего их тут 40.
● Large Cards Expanded (большие карточки, расширенный набор): Large Cards плюс Expanded = 63 большие карточки размера А4.
Интерфейс веб-приложения Plickers
Чтобы начать пользоваться Plickers, необходимо зарегистрироваться на сайте. После этого учитель попадает в интерфейс библиотеки. Вот что мы там видим:
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Question (вопрос) — ключевая единица системы. Каждый вопрос содержит:
● текст. К нему можно добавить картинку. Сам текст не должен быть очень длинным, чтобы вмещаться на экран компьютера при большом шрифте.
● тип ответа (варианты ответа и/или система «правда/ложь»)
● ответы (их может быть не более четырёх). Правильный ответ выделяется галочкой.
Folder (папка) — группировка вопросов по определённой теме или признаку. Например, «теория эволюции» или «линейные уравнения». Позволяет проще ориентироваться в вопросах. Можно создавать папки внутри папок.
Class (класс) и Queue (очередь). После того, как сами вопросы подготовлены, из них нужно создать очередь для определённого класса. Один вопрос может использоваться сколько угодно раз в любом классе.
Чтобы создать класс, нажимаем на меню «Classes» вверху и на открывшейся странице нажимаем на кнопку «Add new Class».
 

 

 

 

 

 

 

 


Самый простой способ — называть классы по их реальному названию: 9а, 9б, 10а и т.п. Если у вас есть деление на группы, для каждой группы имеет смысл создать отдельный класс: 9а-1, 9а-2 и так далее.
После того, как классы созданы, возвращаемся в библиотеку (ссылка «Library» сверху) и добавляем вопросы в очередь к нужному классу. Для этого в интерфейсе вопроса (кнопка Expand в правом нижнем углу вопроса) есть кнопка «Add to Queue»
 

 

 

 

 

 

Очередь — это последовательность вопросов, которые вы хотите задать указанному классу на ближайшем уроке. После того, как вопрос задан, он исчезает из очереди. Разумеется, на следующий урок его можно добавить опять в очередь, если это необходимо. Эта концепция станет более понятной чуть ниже.
Процесс опроса
Для опроса очень желательно иметь проектор с подключенным к нему компьютером. На компьютере открываем сайт Plickers, логинимся там и нажимаем на ссылку сверху «Live view». Это специальный режим показа вопросов, которым можно управлять с вашего мобильного телефона. Собственно, сейчас нам и потребуется мобильный телефон.
В мобильном телефоне открываем приложение Plickers. На стартовом экране вам предложат выбрать класс.
После выбора класса вам будет показана очередь вопросов, которую мы задали ранее. Заметьте: вопросы можно создавать непосредственно из приложения, нажав на этом экране кнопку Create. Также, если вы вдруг забыли добавить какой-либо вопрос к очереди, из приложения доступна библиотека, содержащая все вопросы.
Нажимаем на первый вопрос и он отображается на экране. То есть вам не нужно находиться у компьютера и переключать что-либо — всё управление ведётся с телефона.
Дети читают вопрос и поднимают с карточки с вариантами ответа. Учитель нажимает кнопку Scan внизу экрана и попадает в режим сканирования ответов.
В этом режиме достаточно просто навестись на учеников телефон — приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз — Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Кнопка-галочка по центру внизу завершает данный вопрос и возвращает учителя в очередь вопросов. Далее — повторяем операцию для остальных вопросов.
Как можно использовать Plickers?
1. Фронтальный опрос в конце урока.
Цель — понять, что дети усвоили за урок, а что нет.
2. Фронтальный опрос в начале урока по предыдущему уроку и/или урокам.
Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.
3. Проведение тестов / проверочных работ.
При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате Plickers. Результаты будут доступны сразу, без необходимости проверки и/или наличия смартфонов / компьютеров у детей.
При взаимодействии с родителями:
Почтовые сервисы (Mail, Yandex…), Чат-приложения Viber, Skype, Социальные сети: Twitter, Facebook и Survey Maker - by Loop Survey. Подробнее рассмотрим приложение Survey Maker.
Survey Maker - by Loop Survey. Приложение для создания собственных опросов. Получайте обратную связь сразу же. Создавайте собственные опросы за считанные секунды. Получайте отзывы лично и просматривайте их непосредственно на своем устройстве. Подсчитывайте голоса при помощи электронной почты, текстовых сообщений, ссылок, аккаунтов в Твиттер и на Facebook. 
Возможности:
• Возможность создания собственных опросов.
• Шаблоны с лучшими приемами составления опросов: ресторан, отель, продукт, обслуживание, образование, собственный шаблон.
• Добавляйте свой логотип, фон.
• Создавайте свой опрос (до 25 вопросов в одном опроснике).
• Отправьте опрос: смс, эл. почта, Twitter, Facebook
• Собирайте данные непосредственно на свое устройство. 
• Отзывы в реальном времени.
• Уведомления о новых отзывах.
• Отчеты.
 Организация мобильного обучения:
Как уже было сказано выше организация мобильного обучения возможна с помощью платформ для разработки мобильных курсов, а также с помощью применения мобильных приложений. Более подробно рассмотрим облачные хранилища данных: Google Диск, Яндекс. Диск, Copy, Box, OneDrive. А конкретнее Google Диск и его возможности.
Google-диск бесплатное облачное хранилище данных, позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в интернете. После активации заменяет собой Google Docs.  По сути, взяли Google Docs для работы с документами, трансформировали его в облачный сервис и добавили 5 ГБ бесплатного пространства. В новом сервисе можно хранить не только документы, но и фотографии, музыку, видео и многие другие файлы – всего 30 типов. Но вообще все очень удобно и привычно для пользователей Google-сервисов.
Для того, чтобы начать работать с Google-диск необходимо завести почтовый аккаунт в Google по ссылке: 
https://www.google.ru . 
Давайте обратимся к рабочему интерфейсу Диска – это небольшая панель слева, которая позволяет быстро создавать папки и загружать документы (тестовые документы, архивы, картинки, таблицы и т.д.), а также их редактировать.
Доступ к файлам можно настроить в индивидуальном порядке сразу же после загрузки, используя функцию «Настройки доступа». Для этого понадобится либо указать конкретных людей из адресной книги, либо отправить ссылку через социальные сети. Отдельно настраиваются возможности – «Редактирование», «Комментирование» или «Чтение».
Рассмотрим некоторые сервисы Google-диска:

Сервис Карты  
Картографический сервис, с помощью которого можно посмотреть спутниковые фотографии нашей планеты, на которых сохранены натуральные цвета всех отображенных объектов. Для крупных городов есть возможность увидеть даже улицы и дома, а благодаря режиму – карта можно найти любую интересующую улицу или дом. Карты Google позволяют полюбоваться трехмерной проекцией городов или проложить маршрут от одного населенного пункта к другому. Карты можно редактировать в группе. Для этого достаточно подключить пользователей по адресам Gmail. На карте можно размещать текст, гиперссылки, фотографии, видеоролики. 

Сервис Календарь  
Сервис дает возможность создавать события, управлять несколькими календарями и обмениваться календарями с командами и группами, составлять планирование проекта для организации учащихся, приглашать на различные мероприятия не только учащихся, но и их родителей. Кроме того, сервис позволяет отправлять напоминания или текстовые сообщения по электронной почте.

Сервис YouTube  
Сервис для хранения видеороликов и фотоархивов. Размещение учебного видео и его просмотр онлайн. Можно включать в плейлист необходимые для работы фильмы других авторов. Фильмы из YouTube можно вставлять на свои сайты и блоги (школьные, учебные и пр.), использовать как дополнительный материал на уроках.

Сервис Вlogger  
Сервис позволяет выкладывать презентации, текстовые документы, видеоматериалы, оставлять комментарии, давать ссылки на другие сообщения и веб-ресурсы, проводить тестирование, опросы (как на уроке, так и дома), размещать домашние задания, дополнительный материал к урокам, размещать интерактивные гаджеты. Таким образом, является централизованным местом для публикации информации как для обучающихся, так и для их родителей.

Дополнительные возможности:
1. Сканер документов (Просто сфотографируйте любой документ, и приложение Google Диск для Android тут же сохранит снимок в виде PDF-файла.)
2. Оффлайн – доступ (Включите функцию офлайн-доступа к документам и работайте с ними даже без подключения к Интернету.)
3. История изменений (Узнайте, кто изменял файл в течение последних 30 дней, и, если нужно, вернитесь к предыдущей версии документа. Эта функция доступна почти для всех типов файлов.)
Множество приложений Google-диска:
1. Талицы 
2. Документы
3. Презентации
4. Формы 
5. Рисунки

Заключение
В этом году количество подключенных мобильных устройств, большую часть которых  составляют мобильные телефоны, впервые в истории превзойдет количество жителей планеты. Несмотря на столь широкое распространение и уникальные возможности для обучения, данные технологии часто подвергаются запрету или игнорируются официальными системами образования. Этот потенциал нельзя не использовать. Возможности мобильных технологий в сфере обучения внушительны и во многих случаях хорошо обоснованы. Не являясь панацеей, вместе с тем мобильные технологии помогут решить некоторые насущные проблемы образования за счет использования нового и эффективного подхода. В мире, в котором растет зависимость от средств связи и доступа к информации, мобильные устройства не будут преходящим явлением. Поскольку мощность и возможности мобильных устройств постоянно растут, они могут шире использоваться в качестве образовательных инструментов и занять центральное место как в официальном, так и в неформальном образовании.