Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время. Часть 1

Автор статьи:

 

Понятовская Юлия Николаевна, 

 

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 г. Данкова Липецкой области

Известно, что в основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который является основным подходом к формированию универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. 
Проект направлен на достижение уникального результата, а его важной составляющей, способной повысить мотивацию к познавательной деятельности и развить творческие способности, является свобода самостоятельного выбора. Мотивация - это интерес, ребёнок выбирает то, что ему интересно, значит, он будет с энтузиазмом исследовать, изучать интересующие его вопросы, создавать уникальные продукты, взаимодействовать с другими людьми, приобретая при этом компетенции, так необходимые человеку в 21 веке. 
Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную работу обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. Учитель направляет эту деятельность (ориентирует на необходимые источники информации, направляет ход мыслей учеников, задавая определённые вопросы), что даёт ученикам возможность самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный продукт индивидуальной или совместной деятельности. 

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает условия:
- для формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; 

- для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- для развития исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений;
- для формирования компетенций - применения в практической деятельности знаний и умений.
Проектная деятельность создаёт условия для организации личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, позволяет включать в работу детей с различными познавательными потребностями.
Классификация проектов:
• Исследовательский проект - обязательно содержит: обоснование актуальности выбранной темы, задачи исследования, гипотезу с ее последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. Методы исследования: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
• Творческий проект - предполагает свободный и нетрадиционный (творческий) подход к оформлению результатов. Это могут быть газеты, журналы, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, мультфильмы и т.п.
• Практико-ориентированный проект - базируется на интересах самих участников проекта. Продукт проектной деятельности заранее известен и может быть использован в практической жизни класса, школы, города или государства. Это могут быть учебные мультимедийные приложения, учебные пособия и т.п. 
• Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
• Приключенческий, игровой проект - участники проекта примеряют на себя роли различных персонажей, выдуманных героев и вступают в дискуссии, обсуждения, разыгрывают судебные заседания и т.п. Как правило, конечный результат заранее не известен.
• Телекоммуникационный (сетевой) проект – основывается на удаленном взаимодействии детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Особенность проекта – его межпредметный характер. Имеет смысл проводить, если ходе проекта каким-либо образом проявится региональная компонента (для сравнения, анализа, сопоставления, расширения представлений)
Проекты различаются и своей продолжительностью:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Проекты от 1 месяца до года (или нескольких лет) могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Продолжительные по времени проекты выполняются во внеурочное время.
Основные этапы проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Планируя использования метода проектов, учитель должен чётко понимать разницу между исследованием и проектной деятельностью. Проектная деятельность – это разработка, планирование, творчество по плану и создание конечного продукта. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Становится очевидно, что проектная методика обучения основана на Стандарте, личностно-ориентирована, предоставляет возможность каждому ученику проявить себя, быть в центре событий. В ходе работы над проектом обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, используют различные инструменты оценивания, то есть овладевают универсальными учебными действиями. Здесь не учителя показывают, что они знают и умеют, как они работают, а сами ученики.

 

Литература