Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время. Часть 2

Автор статьи:

 

Понятовская Юлия Николаевна, 

 

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 г. Данкова Липецкой области

Системно-деятельностный подход предлагает учителю новое содержание, новые ценности образования, но, к сожалению, не предлагает обновления средств обучения. Именно поэтому ценность проектной деятельности увеличивается. Участие в проектах даёт толчок к саморазвитию и непрерывному образованию не только обучающимся, но и учителям. Получая опыт участия в проектах, они пересматривают свои подходы, средства, методы и формы организации учебной деятельности, то есть происходит обновление средств обучения.
Стандарт выдвигает системные требования:
- к представлению содержания обучения (ориентация на самостоятельную работу обучающихся, возможность составления индивидуального маршрута, использование средств ИКТ, межпредметные связи);
- к выбору образовательных технологий, где ведущая роль принадлежит обучающимся, деятельность имеет проблемный, продуктивный характер и присутствуют коммуникации;
- к оцениванию результатов образовательного процесса (участие обучающихся, критериальное оценивание, оценивание сформированности компетенций).

Каждое из этих требований можно реализовать с помощью проектной деятельности, как урочной, так и внеурочной. Задача учителя - вовлечь детей в учебный процесс, а это требует от него определённых усилий. Проект должен быть продуман и спланирован с учётом системных требований Стандарта (а не переложен на плечи родителей). Он должен основываться на междисциплинарных связях в контексте окружающего нас мира и его проблем, обеспечить условия для развития у обучающихся умений высокого уровня. Всё это соответствует ФГОС НОО, так как он ориентирован на достижение высоких результатов и становление личностных характеристик обучающихся, которые должны соответствовать портрету выпускника начальной школы, определяемому Стандартом. 

Творческий проект – один из любимых детьми (особенно младшего школьного возраста) видов деятельности, так как он даёт детям возможность подойти творчески к решению проблемы и к оформлению результатов, а учителю легко вовлечь детей в учебный процесс. Результатом творческого проекта может стать мультфильм. Мультипликация - дело увлекательное, причём не только в плане просмотра. Смотришь мультфильм, и так легко становится, но не задумываешься о том, как много сил, труда, времени вложено в его создание. 
Как же без специального оборудования и помещения с учениками можно реализовать такой масштабный и трудозатратный проект? Можно! Работа проходит в буквальном смысле на партах и стульях, но интерес важнее всего.

Мультфильм «Озёрная лягушка и заяц» 
Можно снимать мультфильм на фотоаппарат, а можно с помощью-документ-камеры.
Мультфильм «Приключения осеннего листика»
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на мозговые процессы, речевое развитие, способствует развитию творческого воображения, поэтому на уроках технологии в начальной школе важна работа с пластилином. Но можно не просто лепить какие-то фигурки, а создавать героев сказок и снимать мультфильмы. 
Решили? Приступайте к реализации проекта! Предложите детям разделиться на группы, каждой группе выбрать сказку, написать сценарий, распределить обязанности. На технологии дети слепят героев, на изобразительном искусстве нарисуют декорации, на уроке речевого развития (русского языка, литературного чтения) отредактируют сценарии и распределят роли. 
Самым интересным и трудоёмким будет процесс покадровой съёмки. Нужно сделать и обработать большое количество фотографий (это зависит от продолжительности мультфильма, однажды мои ученики сделали и обработали более 400 фотографий). В завершении останется смонтировать фильм в киностудии Windows Live и озвучить. 
Примеры мультфильмов «Репка»«Теремок» и «Колобок», созданных учениками 3 класса.
В ходе реализации проекта дети научатся планировать работу, осуществлять самоконтроль, создавать мысленные образы и воплощать их в материале, распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь. 
Увлечённые творческим процессом, ученики могут самостоятельно снимать учебные видеоролики, которые можно использовать на уроках при изучении новых тем, а это уже практико-ориентированный проект. Пример такого ролика для урока окружающего мира о лейкоцитах
Памятка для тех, кто желает организовать подобную работу с детьми. 
Вебинар Использование интерактивного оборудования для создания мультипликации 
Вебинар Создание мультипликации с помощью документ-камеры 
Вебинар Создание клипов в MovieMaker 
Этапы работы:
Сценарий. 
Техника исполнения и материалы. 
Оборудование. 
Программные средства. 
Сценарий 
Продумываем сценарий: 
место действия; 
время действия; 
главные герои; 
сюжет; 
диалоги. 
Техника исполнения и материалы
Выбираем технику исполнения: 
• пластилиновая анимация
• кукольная анимация
• предметная анимация (Автор: Ангелина П., 3 класс); 
• рисованная мультипликация (Автор: Екатерина П., 3 класс). 
Оборудование: съёмка 
• 
запись видео; 
• покадровая съёмка; 
• непрерывная съёмка
• освещение; 
• установка. 
Программные средства: монтаж и озвучка 
• Редактирование в графическом редакторе
• Монтаж в Windows Movie Makerкиностудия Windows Live или PhotoStory 3 PhotoStory 3
• Запись звука в Audacity.