Программирование с помощью блоков с 9 до 16 лет

Автор статьи:

 

Зильберман Мария Александровна,

 

методист, учитель информатики и ИКТ, МАОУ «СОШ № 10» г. Перми

С третьего класса школы ребёнок, уже овладевший основами учебной деятельности, особенно открыт новому, интересному опыту. Он, как правило, уже не просто уверенный пользователь мобильных устройств и компьютера - он уже умеет осознанно использовать эти устройства для своих целей (преимущественно, правда, для игр и редко для обучения). При этом третьеклассник уже вполне способен к осознанному обучению программированию (правда, в игровой форме). 
Как правило, детям нравится программировать, они с охотой осваивают игровые интерфейсы учебных систем, стараются решить задания. Самое главная задача педагога - организовать работу с учениками таким образом, чтоб у них возникала ситуация успеха. При этом надо научить детей и самих искать ошибки в программе, и придумывать алгоритмы на основе изученных схем. И тогда уроки программирования могут быть одними из самых интересных и продуктивных для школьников.

При обучении программированию следует учитывать возрастные особенности детей и правила организации работы с компьютерным оборудованием, содержащиеся в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (в редакции от 18.12.2015 г.):

1.    Обязательное совмещение компьютерного и бумажного сопровождения курса (смешанное обучение);
2.    Регулярная смена деятельности во время занятий, обязательное наличие физкультурных пауз, офтальмопрофилактика;

3.   Каждому ребёнку в пользование на занятии необходимо предоставить планшет или ноутбук. В более старшем возрасте ребята могут работать в командах, но и тогда надо стараться обеспечить одно устройство минимум на 2-х пользователей;
4.    Работа с ноутбуками и планшетами должна составлять не более 25 минут в 3-4 классе, не более 30 минут в 5-6 классе, не более 35 минут в 7-11 классах;
5.    Диагональ планшета для детей с 9 лет должна составлять не менее 8 дюймов.

Далее рассмотрим ряд сервисов и программ для обучения детей программированию с помощью блоков.
The Foos (http://thefoos.com/) - замечательная система обучения программированию в виде весёлой 3D-игры с забавными подвижными персонажами. Оналайн доступны только 24 занятия «Часа кода», которые вполне формируют представление об этой системе и её возможностях. Приложения под iOS и Android позволят получить доступ к полной версии занятий. На сайте можно бесплатно скачать методические материалы для педагога и учеников (на английском языке), обеспечивающий безмашинную часть курса.
Studio.code.org (https://studio.code.org) - сайт со специально разработанными 20-ти часовыми курсами по программированию. Предполагается обучение онлайн. Для учеников указанного возраста предназначены курсы 2 (с 8 лет), 3 (c 9 лет), 4 (лучший возраст - 5-7 классы). Авторы сайта привлекают лучших методистов для разработки материалов для обучения. Интерфейс переведён на русский язык. Программа, поурочные планы, материалы для учащихся (на англ. языке) помогут сделать обучение программированию по-настоящему интересным и захватывающим. Курс 4 не содержит общей методики и дорабатывается в настоящее время, но его задания очень интересны. В конце он содержит ряд этапов для самостоятельного программирования с заданиями повышенного уровня, которые привлекут ваших лучших учеников.
На этом же сайте размещены 8 курсов направления «Час кода», каждый из которых интересен по-своему: начать можно с раздела «Классический лабиринт», «Minecraft», «Звёздные войны», а продолжить курсами «Холодное сердце», «Художник» и далее курсами по созданию игр.

 

Tynker (https://www.tynker.com/) - уникальная платформа для обучения программированию с помощью блоков. Огромное количество курсов для каждого возраста по различным направлениям (обучение программированию, создание приложений и игр, STEM-проекты, Minecraft, управление роботами и дронами) позволяют осознанно и целенаправленно работать с детьми на этом портале. Часть контента и функционала системы управления обучением является платным. Для каждого курса доступны методические материалы для педагога и задания для учеников (на англ. языке). Система программирования тоже на английском языке, однако не очень сложна для понимания. Работа возможна как онлайн, так и в приложениях под iOS и Android.
Scratch (https://scratch.mit.edu/) - самая известная из систем программирования с помощью блоков, предназначенная для обучения программированию, созданию игр, управлению роботами, полностью переведённая на русский язык. Существует как онлайн версия, так и приложения под Windows и MacOS. Эта система самая методически адаптированная. На сайте http://metodist.lbz.ru/ в авторской мастерской по информатике Л.Л. Босовой можно найти программы для 5 и 6 класса для обучения программированию в этой среде. 
Hopscotch (https://www.gethopscotch.com/) - уникальное приложение под iOS для обучения программированию с широким спектром возможностей. Дети могут создавать графику и фракталы, компьютерные игры и мини-вебсайты, а так же развлекательные анимационные ролики с рисованием. Для многих активностей есть видео-уроки прямо в приложении. Среда отличается от других своей арт-направленностью.
Kodu Game Lab (https://goo.gl/6nQq4M) от компании Microsoft позволяет даже детям 3-4 класса научиться в среде Kodu создавать свои 3D-игры. Все материалы выложены на сайте, на компьютер требуется только установка среды программирования. Всё методическое сопровождение адаптировано для русскоязычных пользователей.
Made with Code (https://www.madewithcode.com/) от компании Google - сайт с наборами заданий по программированию для девочек и девушек. Там можно найти задания на любой «вкус»: от программирования дизайнерского платья со светодиодами, разработанного известным американским модельером Заком Позеном, до создания программ для садового робота, поливающего цветы. Все задания интуитивно понятны, хотя и опубликованы на английском языке.
LEGO Education: WeDo, WeDo 2.0, EV3 (http://education.lego.com/ru-ru/). Известные робототехнические наборы от LEGO имеют среду для создания программ с помощью блоков. Интуитивно понятный интерфейс помогает детям легче освоить систему программирования, а возможность установки среды на планшеты и независимость робота помогают буквально в «полевых» условиях исследовать возможности робота и создавать программы, максимально реализующие требования задач.
Игры Blockly (https://blockly-games.appspot.com/) от компании Google созданы для освоения блочной среды программирования Blockly. Задания на прохождение лабиринта (Лабиринт), определения курса с условиями (Птица), создание узоров (Черепашка), создание фигур и анимация (Фильм), создание компьютерной игры-стрелялки с помощью блоков (Пруд [Tutor]) и с помощью написания текста программ вручную (Пруд). Задания с 1 по 5 достаточно несложные для учеников 7-9 классов, дальше задания достаточно сложные. Сложное задания в разделе Лабиринт - 10.
Blockly (https://goo.gl/8SZ0PY) от компании Google - полноценная среда программирования. Можно создавать программы с помощью блоков, а можно писать их на различных языках программирования. Подходит для изучения программирования с 8 класса перед введением традиционных систем программирования (Паскаль и др.)
MitAppInvertor (http://ai2.appinventor.mit.edu/) - среда программирования от Google, которую в данный момент поддерживает Массачусетский технологический Институт (США). Позволяет создавать программы для ОС Android с использованием среды, в которой создаётся дизайн приложения и задаются действия с помощью блоков. Для создания программ необходимы мобильные устройства, аккаунт Google. Силами русскоязычного Google-сообщества интерфейс русифицирован. На сайте http://appinvent.ru/ есть примерная программа для учреждений допообразования РФ и подробное методическое руководство пользователя от Б. Ярмахова и М. Ливенец.
Все системы, описанные в статье, апробированы автором статьи и являются по- настоящему эффективными для раннего обучению программированию.