Управляемая фантазия – простые способы придумать новое

Автор статьи:

 

Климович Людмила Александровна,

 

начальник отдела менеджмента качества образования, Сургутский государственный университет ХМАО - Югры, г. Сургут

Что нужно сделать, чтобы придумать новый способ рисовать? Просто ли придумать новое растение? А новый мир? Чем старше становится человек, тем больше усилий требуется для того, чтобы придумать то, чего не существует. Мало кто может сравниться в этом с маленькими детьми. 
Ученые придумали большое количество способов фантазирования. Предлагаем познакомиться с самыми простыми способами, которые можно применять в работе с детьми всех возрастов, и получать удивительные фантастические результаты. Фантазировать – это просто!

 

Введение

Цель этого практического вебинара – научиться придумывать новое с помощью простейших приемов фантазирования. 
Для этого нам необходимо проработать методы снижения психологической инерции, изучить восемь типовых приемов фантазирования, попрактиковаться и придумать что-нибудь фантастически новое.
Предлагаю вам следующие критерии успеха: наш вебинар будет успешным, если:
1. Нам удастся настроиться на творческий лад.
2. Мы сможем посмотреть на мир по-другому.
3. Мы придумаем что-то фантастическое.

Сформулируйте индивидуальные (собственные) критерии успеха вебинара.

Готовимся фантазировать

Фантазия –  способность к творческому воображению, способность к выдумкам. Фантазироание – очень тонкий и хрупкий процесс, который требует бережного отношения со стороны окружающих и некоторой подготовки со стороны фантазирующих.

Первое, что я хотела бы делать – ввести главное правило фантазирования, которое определяет запрет на критику и «экспертность» относительно себя, других участников и идей.

Подготовка к фантазированию предполагает выполнение различных упражнений, которые повысят динамичность мышления и снимут некоторые ограничения.

Упражнение 1. Решаем ассоциативные загадки [3].

По цвету как губная помада, 
По запаху как духи, 
По назначению как подарок, 
По форме как дерево

Форма как у месяца, 
Цвет как у солнца, 
Вкус как у мороженого, 
Назначение – для перекуса.

По форме как цифра 4, 
По размеру как трехлетний ребенок, 
По твердости как камень, 
По назначению как скамейка.

Возраст как у динозавра, 
Форма как у слона, 
Размер как у грузовика, 
«Мохнатость» как у шубы.

По цвету как золото, 

По запаху как поле, 

По назначению как каша, 

По форме как косичка. 

По форме как виноград, 
Цвет как у крокодила, 
Вкус как у конфеты, 
Назначение как у праздничного торта.

Примечание: ассоциация – связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при опредёленных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение ассоциации – связь между элементами, предметами или явлениями.

Упражнение 2. Делаем пальчиковую гимнастику и не только…

Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Лесенка. Перебирать пальцы, поочередно соединяя  подушечки больших и указательных пальцев разных рук, ускоряя движение.
Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение 3. Любимая детская игра «На что это похоже».

Что вы здесь видите?

 

Если вы рассматривали картинку, обращая внимание прежде всего на светлую часть, сместите точку «сборки» ассоциации в более темную область, на зеленый цвет, просто сконцентрируйтесь на другом месте.

Что вы видите здесь?

 

А здесь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 4. Поза «Мечтатель»

Поза «Мечтатель» входит в разработанную У. Диснеем стратегию создания новых мультфильмов (придумывания новых идей) как один из этапов.
Когнитивный стиль позы: видение — определить «общую картину».
Установка: все возможно.
Базовая микростратегия: синтезирование и комбинирование чувств.
Физиология: голова и глаза подняты вверх (рис.). Поза симметричная, расслабленная.

 

Займите, пожалуйста позу «Мечтатель» и продолжайте работать с нами. 

Выбираем прототипы для фантазирования

1. Прошу вас приготовить лит бумаги и карандаш или ручку.
2. Выберите объект, предмет, явление или действие о котором будем фантазировать. Это может быть книга, урок или что-то другое, с чем вы хотите поработать.

Приемы фантазирования

1. Увеличение/уменьшение – весь объект или отдельные его части увеличить или уменьшить (немного, сильно, очень сильно).

Упражнение 5. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

2. Ускорение/замедление – изменить ход времени объекта или отдельных его частей (немного, сильно, очень сильно).
Упражнение 6. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?
Внимание! Применять приемы фантазирования необходимо к неизмененному ранее прототипу.

3. Динамизация/статика – неизменяемый объект или отдельные его части сделать изменяемыми и наоборот

Упражнение 7. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

4. Универсализация/ограничение – действие объекта распространяется на большой класс явлений или наоборот – действие универсального фактора ограничивается

Упражнение 8. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

5. Дробление/объединение – разделение объекта на составные части и наоборот – объединение разрозненных объектов в один.

Упражнение 9. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

6. Квантование/непрерывность – если действие объекта или его частей было непрерывным, сделать его прерывистым и наоборот.

Упражнение 10. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

7. Изменение свойств –изменить наименее изменяемое свойство объекта или среды.

Упражнение 11. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

8. Инверсия – сделать что-нибудь наоборот.

Упражнение 12. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

Усугубление эффекта

Упражнение 13. Примените к прототипу не менее 3 приемов фантазирования по схеме:

 

Что получилось? Насколько более фантастичным стал ваш результат?

Оцениваем полученный результат

Оцените полученный результат, используя критерии:
Н – новизна, М – масштабность, П – полезность, Л – легкость осуществления, К – красота решения
Можно использовать оценку с использованием букв или схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцениваем успех вебинара

1. Удалось настроиться на творческий лад?
2. Смогли посмотреть на мир по-другому?
3. Придумали что-то фантастическое?
4. Достигли ли личных критериев успеха?

Полезные ссылки

1. Альтшуллер Г.Об использовании шкалы «Фантазия» в курсе развития творческого воображения – http://www.altshuller.ru/rtv/rtv2.asp 
2. Амнуэль П. Удивительный мир фантазии (курс лекций) – http://amnuel.info/index.html 
3. Ассоциативные загадки. Сайт ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» – http://ooc-school.ru/learn/triz/triz3.html 
4. Игра ТРИЗ. Авторский сайт Е. Зориной – http://igra-triz.ru/ Картотека игр для развития творческого воображения –http://dramateshka.ru/index.php/methods/developping-occupations/4248-kartoteka-igr-po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniya 
5. Крейнин, Сима. Как надо думать
6. Кункель И.Ф. Типовые приемы фантазирования в произведениях Льюиса Кэрролла – 
http://www.jlproj.org/this_bibl/Kunkel.pdf 
7. Официальный сайт Г. Альтшуллера – http://www.altshuller.ru/triz/ 
8. Флореску Р. Изобразительное изобретение по правилам? Приемы фантазирования – 
http://www.trizway.com/art/book/108_3.html