© 2005-2019, Центр «Снейл»

Организация и проведение дистанционных курсов повышения квалификации, конкурсов, олимпиад, вебинаров для педагогов.

Лицензия Серия 55ЛО1 № 0001363 от 30.03.2016

​

Сетевое издание: Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), 

Свидетельство о Регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 61255 

​

Учредитель: Организация дополнительного образования частное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования «Снейл»

 

Главный редактор Нацкевич Ю.А.

Адрес электронной почты: zabota@nic-snail.ru

Номер телефона редакции: (3812) 238-177

​

Поделиться

Мы в социальных сетях

  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Blogger Social Icon
  • YouTube Social  Icon

Кол-во посетителей сайта

Контакты

e-mail: konk@it-pedagog.ru

Skype: fest_snail

тел.: (3812) 238-177

Снейл-педагогу

  • Главная

  • Вебинары

  • Медиатека сервисов

  • Дополнительные услуги

  • Еще...

    Управляемая фантазия – простые способы придумать новое

    Автор статьи:

     

    Климович Людмила Александровна,

     

    начальник отдела менеджмента качества образования, Сургутский государственный университет ХМАО - Югры, г. Сургут

    Что нужно сделать, чтобы придумать новый способ рисовать? Просто ли придумать новое растение? А новый мир? Чем старше становится человек, тем больше усилий требуется для того, чтобы придумать то, чего не существует. Мало кто может сравниться в этом с маленькими детьми. 
    Ученые придумали большое количество способов фантазирования. Предлагаем познакомиться с самыми простыми способами, которые можно применять в работе с детьми всех возрастов, и получать удивительные фантастические результаты. Фантазировать – это просто!

     

    Введение

    Цель этого практического вебинара – научиться придумывать новое с помощью простейших приемов фантазирования. 
    Для этого нам необходимо проработать методы снижения психологической инерции, изучить восемь типовых приемов фантазирования, попрактиковаться и придумать что-нибудь фантастически новое.
    Предлагаю вам следующие критерии успеха: наш вебинар будет успешным, если:
    1. Нам удастся настроиться на творческий лад.
    2. Мы сможем посмотреть на мир по-другому.
    3. Мы придумаем что-то фантастическое.

    Сформулируйте индивидуальные (собственные) критерии успеха вебинара.

    Готовимся фантазировать

    Фантазия –  способность к творческому воображению, способность к выдумкам. Фантазироание – очень тонкий и хрупкий процесс, который требует бережного отношения со стороны окружающих и некоторой подготовки со стороны фантазирующих.

    Первое, что я хотела бы делать – ввести главное правило фантазирования, которое определяет запрет на критику и «экспертность» относительно себя, других участников и идей.

    Подготовка к фантазированию предполагает выполнение различных упражнений, которые повысят динамичность мышления и снимут некоторые ограничения.

    Упражнение 1. Решаем ассоциативные загадки [3].

    По цвету как губная помада, 
    По запаху как духи, 
    По назначению как подарок, 
    По форме как дерево

    Форма как у месяца, 
    Цвет как у солнца, 
    Вкус как у мороженого, 
    Назначение – для перекуса.

    По форме как цифра 4, 
    По размеру как трехлетний ребенок, 
    По твердости как камень, 
    По назначению как скамейка.

    Возраст как у динозавра, 
    Форма как у слона, 
    Размер как у грузовика, 
    «Мохнатость» как у шубы.

    По цвету как золото, 

    По запаху как поле, 

    По назначению как каша, 

    По форме как косичка. 

    По форме как виноград, 
    Цвет как у крокодила, 
    Вкус как у конфеты, 
    Назначение как у праздничного торта.

    Примечание: ассоциация – связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при опредёленных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение ассоциации – связь между элементами, предметами или явлениями.

    Упражнение 2. Делаем пальчиковую гимнастику и не только…

    Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
    Лесенка. Перебирать пальцы, поочередно соединяя  подушечки больших и указательных пальцев разных рук, ускоряя движение.
    Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

    Упражнение 3. Любимая детская игра «На что это похоже».

    Что вы здесь видите?

     

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    Если вы рассматривали картинку, обращая внимание прежде всего на светлую часть, сместите точку «сборки» ассоциации в более темную область, на зеленый цвет, просто сконцентрируйтесь на другом месте.

    Что вы видите здесь?

     

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    А здесь?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ​

    ​

    Упражнение 4. Поза «Мечтатель»

    Поза «Мечтатель» входит в разработанную У. Диснеем стратегию создания новых мультфильмов (придумывания новых идей) как один из этапов.
    Когнитивный стиль позы: видение — определить «общую картину».
    Установка: все возможно.
    Базовая микростратегия: синтезирование и комбинирование чувств.
    Физиология: голова и глаза подняты вверх (рис.). Поза симметричная, расслабленная.

     

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    Займите, пожалуйста позу «Мечтатель» и продолжайте работать с нами. 

    Выбираем прототипы для фантазирования

    1. Прошу вас приготовить лит бумаги и карандаш или ручку.
    2. Выберите объект, предмет, явление или действие о котором будем фантазировать. Это может быть книга, урок или что-то другое, с чем вы хотите поработать.

    Приемы фантазирования

    1. Увеличение/уменьшение – весь объект или отдельные его части увеличить или уменьшить (немного, сильно, очень сильно).

    Упражнение 5. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

    2. Ускорение/замедление – изменить ход времени объекта или отдельных его частей (немного, сильно, очень сильно).
    Упражнение 6. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?
    Внимание! Применять приемы фантазирования необходимо к неизмененному ранее прототипу.

    3. Динамизация/статика – неизменяемый объект или отдельные его части сделать изменяемыми и наоборот

    Упражнение 7. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

    4. Универсализация/ограничение – действие объекта распространяется на большой класс явлений или наоборот – действие универсального фактора ограничивается

    Упражнение 8. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

    5. Дробление/объединение – разделение объекта на составные части и наоборот – объединение разрозненных объектов в один.

    Упражнение 9. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

    6. Квантование/непрерывность – если действие объекта или его частей было непрерывным, сделать его прерывистым и наоборот.

    Упражнение 10. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

    7. Изменение свойств –изменить наименее изменяемое свойство объекта или среды.

    Упражнение 11. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

    8. Инверсия – сделать что-нибудь наоборот.

    Упражнение 12. Примените этот прием фантазирования к выбранному прототипу. Как это изменит объект и его функционирование?

    Усугубление эффекта

    Упражнение 13. Примените к прототипу не менее 3 приемов фантазирования по схеме:

     

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    ​

    Что получилось? Насколько более фантастичным стал ваш результат?

    Оцениваем полученный результат

    Оцените полученный результат, используя критерии:
    Н – новизна, М – масштабность, П – полезность, Л – легкость осуществления, К – красота решения
    Можно использовать оценку с использованием букв или схемы:

    ​

     

     

     

     

     

     

     

     

    ​

     

     

     

     

     

    ​

    ​

     

     

     

    Оцениваем успех вебинара

    1. Удалось настроиться на творческий лад?
    2. Смогли посмотреть на мир по-другому?
    3. Придумали что-то фантастическое?
    4. Достигли ли личных критериев успеха?

    Полезные ссылки

    1. Альтшуллер Г.Об использовании шкалы «Фантазия» в курсе развития творческого воображения – http://www.altshuller.ru/rtv/rtv2.asp 
    2. Амнуэль П. Удивительный мир фантазии (курс лекций) – http://amnuel.info/index.html 
    3. Ассоциативные загадки. Сайт ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» – http://ooc-school.ru/learn/triz/triz3.html 
    4. Игра ТРИЗ. Авторский сайт Е. Зориной – http://igra-triz.ru/ Картотека игр для развития творческого воображения –http://dramateshka.ru/index.php/methods/developping-occupations/4248-kartoteka-igr-po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniya 
    5. Крейнин, Сима. Как надо думать
    6. Кункель И.Ф. Типовые приемы фантазирования в произведениях Льюиса Кэрролла – 
    http://www.jlproj.org/this_bibl/Kunkel.pdf 
    7. Официальный сайт Г. Альтшуллера – http://www.altshuller.ru/triz/ 
    8. Флореску Р. Изобразительное изобретение по правилам? Приемы фантазирования – 
    http://www.trizway.com/art/book/108_3.html