Психологическая инерция в решении задач

Автор статьи:

 

Климович Людмила Александровна,

 

начальник отдела менеджмента качества образования, Сургутский государственный университет ХМАО - Югры, г. Сургут

Человек ежедневно принимает сотни решений. Принимая решения он, как правило, выбирает привычный путь, определенный своей предрасположенностью к конкретному методу и образу мышления при решении задачи. Причина этого - психологическая инерция мышления. Привычка есть одни и те же блюда, одеваться одинаково, сидеть на одном и том же месте и даже писать одной и той же ручкой – все это проявления психологической инерции.
Психологическая инерция вносит комфорт и спокойствие в нашу жизнь, но она же является одним из самых грозных врагов творчества, развития науки и техники, и может сослужить плохую службу. Давайте познакомимся поближе с психологической инерцией и со способами ее преодоления.

 

Что такое психологическая инерция?

Психологи и инженеры такое явление как «психологическая инерция» называют по-разному:
* низкая оперативность мышления, нежелание прилагать усилия для поиска мышления (психологические науки);
* психологическая инерция мышления (определение теории решения изобретательских задач).
Однако суть явления для обеих сторон одинакова: психологическая инерция приводит к тому, что человек выбирает привычный путь, определенный своей предрасположенностью к конкретному методу и образу мышления при решении задачи.
Погружение в контекст: Как вы понимаете термин «психологическая инерция мышления»?

Для того, чтобы понять что такое психологическая инерция, предлагаю вспомнить что такое инерция в принципе – это свойство тел сохранять состояние покоя или движения, пока какая-нибудь внешняя сила не изменит этого состояния (например, закон инерции); бездеятельность, отсутствие инициативы, предприимчивости (переносное значение).
Исходя из этого, определение понятия «психологическая инерция» будет:
Психологическая инерция – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.
Многие действия мы выполняем (принимаем решения) исходя из привычных методов и образов, зафиксированных в нас на подсознательном уровне.
Погружение в контекст: Назовите одно из своих решений, принимаемых инерционно.

Как появляется психологическая инерция?

Основой для психологической инерции человека является стереотип (греч. stereos – телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) – «застывший» образ или представление (модель, шаблон, паттерн), выражающие привычный способ восприятия или действия по отношению к чему-либо. 
Стереотипы возникают в нашей жизни в результате обучения, независимо от того как и где это обучение осуществляется. Обратите внимание, какие привычные аналитические действия возникают на различных уровнях формирования навыков в соответствии с таксономией Блума:

Навык

Определение

Ключевые слова (привычные действия) 

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез​

Оценка

Припоминание информации 

Понимание значения, перефразирование главной мысли

Использование информации или концепции в новой ситуации

Разделение информации и концепции для лучшего понимания

Соединение идей для создания чего-то нового

Способность делать суждение относительно ценности

Определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать 

Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры

Выстраивать, создавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить

Сравнивать/противопоставлять, разбить, выделить, отобрать, разграничить

Группировать, обобщать, реконструировать

Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать

Здесь при обучении мы целенаправленно закладываем различные алгоритмы выполнения действий, стереотипизируя деятельность обучающегося. Иногда – это единственный алгоритм, хотя существуют несколько возможностей для получения того или иного результата.
Еще одним способом появления психологической инерции является непроизвольное проявление стереотипов, в первую очередь – мышления. Пробуждение психологической инерции может быть вызвано повторением различных оценочных высказываний относительно идей или действий человека. 
Таким образом, психологическая инерция воспитуема!

Как проявляется психологическая инерция?

Признаком наличия психологической инерции является появление следующих высказываний в речи человека:
1. Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда
2. Этого не может быть потому, что …
3. Этот объект имеет ограниченное применение…
4. Так считают авторитеты…
5. Так считают все…
6. Форма объекта всегда была такой…
7. Я знаю, каким должно быть решение, я знаю, где нужно искать решение…
8. Я решаю только свою задачу... 
9. Это задача для специалиста моего профиля…
является сигналом наличия у него психологической инерции мышления.

Погружение в контекст: Какие из фраз вы чаще всего слышите в своем окружении (используете сами)?

Когда вредна психологическая инерция?

Поскольку психологическая инерция основывается на стереотипах, именно они определяют влияние инерции на человека. Сам по себе стереотип как конструкция – нейтрален. Человек имеет в среднем 2000 стереотипов. Знак стереотипу присваивается после оценки результата действия этого стереотипа.
Можно выделить функциональнее и нефункциональные стереотипы:
* функциональный стереотип представляет собой повторяющуюся ситуацию с положительным для человека (группы) результатом;
* нефункциональный стереотип – повторяющаяся ситуация с отрицательным результатом.
Когда мы говорим о психологической инерции, мы имеем в виду именно  нефункциональное стереотипизированное мышление, которое мешает человеку решить стоящую перед ним задачу. 
В результате проявления психологической инерции решатель задачи усложняет задачу, додумывая (интерпретируя тем или иным образом) ее условие или внося дополнительные ограничения:

Задание 1. Решите задачу:
Двое подошли к реке. Посреди реки в одноместной лодке рыбак удит рыбу. 
Как прохожим перебраться через реку на этой лодке?
Назовите, какие в этой задаче мыслительные стереотипы срабатывают и включают психологическую инерцию?

Задание 2. Решите задачу:
Соедините четыре точки тремя прямолинейными отрезками, образующими замкнутую фигуру:

 

 

 

 

 

 

Назовите, какие в этой задаче мыслительные стереотипы срабатывают и включают психологическую инерцию?

Если психологическая инерция мешает нам с вами решать достаточно простые учебные задачи, то следует обращать внимание на нее стоит реальная практическая задача. 
Психологическая инерция вредна когда:
* ставится большая дерзкая задача, стоит глобальная проблема, решается проблема высокого уровня;
* нужно резко повысить эффективность чего-то известного;
* просто требуется новизна.

Какие психологические инерции бывают и как их преодолевать?

Название инерции

Основное содержание / пример 

Преодоление 

Инерция привычной функции

Инерция привычного принципа действия

Инерция привычного состава компонентов

Инерция привычных свойств, состояний, параметров

Инерция привычной формы и внешнего вида

Инерция привычной ценности объекта

привычка к тому, что объект выполняет привычную функцию / лампочка – светит 

/ насос всасывает воду, таким образом обеспечивая ее движение по трубе

Обязательность наличия того или иного элемента / скейтборд состоит из доски и 8 колес

/ твердая и жидкая ртуть

По внешнему виду судят о принципе действия объекта / колесо, собранное из треугольников

Свойство, которое мы привыкли считать ценным. Действие, которое привычно является главным / использование чайника для варки пельменей

корректная формулировка функции объекта

1) переход от предметного рассмотрения привычного объекта к изучению его функций; 2) поиск решения аналогичных функций в других областях техники и их адаптация к особенностям поставленной задачи

1) проверить, все ли компоненты необходимы и оптимально ли их исполнение; 2) провести функциональный анализ объекта

1) проверять любое значение параметра, которое нам задано, зачем он нам и нужен ли именно такой; 2) менять параметры; 3) искать скрытые свойства

1) помнить, что внешний вид и форма могут меняться для выполнения других функций; 2) проследить эволюцию структуры и внешнего вида

найти в объекте новую ценность (функцию)

Привычная неизменность объекта

Инерция специальных терминов

Инерция лишней информации

Инерция существующего запрета

Инерция псевдоаналогичного решения

Инерция привычного образа действия

Инерция единственности решения

Инерция привычного восприятия

Инерция привычной конструкции (монообъекта)

Инерция привычной технологии изготовления

Инерция привычных условий эксплуатации

/ планета имеет круглую форму

изменить какую-нибудь одну характеристику

/ состав мясорубки: шпонка, шнек, нож и т.д.

1) заменить термины на общеупотребительные или детские понятия; 2) обозначить границы применения терминов

Если мы обладаем большим объемом информации, то трудно выделить действительно необходимую

подобрать способ систематизации перед тем как искать и обрабатывать информацию

Многие запреты, которые мы считаем незыблемыми, на самом деле таковыми не являются / человек не может ходить по воде

1) сводить административные запреты к техническим; 2) сводить технические запреты к физическим ограничениям

Новая задача кажется похожей на ту, что уже решали / математические задачи про поезда

искать аналогию не по внешнему виду, а по глубинным принципам и противоречиям

Решение создает ощущение окончательного решения проблемы / 24 способа очистки защиты автостоянки от снега

никогда не останавливаться на единственном решении

/ годами ходить в школу одной и той же дорогой

никогда не останавливаться на единственном решении

/ шалун на уроках вызывает недоверие

1) для повышения эффекта взаимодействия воздействие в точке – по линии – по поверхности – объемное; 2)  для снижения эффекта – переход в обратном порядке

для единственного объекта решением проблем будет объединение нескольких объектов

/ 3D-принтеры для еды, молекулярная кулинария

менять технологии, искать другие инструменты

/ 3D-принтеры для еды, молекулярная кулинария

анализировать и своевременно вносить изменения

Погружение в контекст: Узнали ли вы свои личные инерции? Инерции своих учеников?

Как преодолевать психологическую инерцию?

С психологической инерцией можно работать как с явлением, развивая творческое мышление и воображение, и локально, перед началом работ, требующей творческого подхода. В первом случае происходит динамизация процесса мышления, во втором – временное отключение (снижение) психологической инерции.
Способы развития творческого мышления и воображения:
* Играть в игры.
* Вычленять и разрешать противоречия.
* Заняться развитием тела.
* Чаще бывать одному.
* Развивать речь (на основе загадок, пословиц, сказок и пр.).
* Изучать научную фантастику доступную конкретному возрасту и фантазировать самому.
* Использовать методы развития творческого воображения.
* Проводить мозговые штурмы.
Способы снижения психологической инерции перед началом или во время работы:
* Вводить правила, запрет на критические высказывания по отношению к идее, решению или человеку (группе людей) их сказавшим.
* Задавать / решать нестандартные задачи, задачи с «заковыкой».
* Загадывать ассоциативные загадки (см. полезнее ссылки).
* Использовать методы преодоления психологической инерции в соответствии с приведенной классификацией (таблица).
* Делать пальчиковую гимнастику.
* Использовать позу «Мечтатель».

Поза «мечтатель» входит в разработанную У. Диснеем стратегию создания новых мультфильмов (придумывания новых идей) как один из этапов.
Когнитивный стиль позы: видение — определить «общую картину».
Установка: все возможно.
Базовая микростратегия: синтезирование и комбинирование чувств.
Физиология: голова и глаза подняты вверх (рис.). Поза симметричная, расслабленная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погружение в контекст: Какие из способов борьбы с психологической инерцией мышления вы уже используете в своей работе?

Подведение итогов

Психологическая инерция мышления – предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Формируется в ходе приобретения опыта, образования.
Психологическая инерция усложняет наш путь к решению и вносит дополнительные ограничения. Особое внимание на психологическую инерцию мышления следует при решении важных и сложных задач, при создании чего-то нового.
Существует 17 видов психологических инерций, каждый из которых имеет собственные способы преодоления. Кроме того, можно работать над развитием творческого мышления и воображения, тем самым повышая динамизацию мышления и снижая психологическую инерцию в целом. Перед началом или в ходе работы следует применять способы локального снижения психологической инерции.

Выгрузка контекста: 
* Найдены ли новые способы взаимодействия с учениками?
* Найдены ли иные способы организации собственной деятельности?

Полезные ссылки

1. 7 способов преодоления психологической инерции – http://triz-online.ru/7- приемов-преодоления-психологичеко/ 
2. Ассоциативные загадки. Сайт ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» – http://ooc-school.ru/learn/triz/triz3.html 
3. Картотека игр для развития творческого воображения – http://dramateshka.ru/index.php/methods/developping-occupations/4248-kartoteka-igr-po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniya 
4. Крейнин, Сима. Как надо думать
5. Курманбаева, Д.Т. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики – https://open-lesson.net/3424/ 
6. Кынин, А. Психологическая инерция: виды и способы преодоления  с помощью ТРИЗ – http://www.bash.ru/files/kinin_psihologixheskaya-inersia.pdf 
7. Методика оценки мыслительных действий – http://szn.gossaas.ru/uploads/document/237/metodika-otsenki-myslitelnyh-dejstvij.pdf 
8. Официальный сайт Г. Альтшуллера – http://www.altshuller.ru/triz/ 
9. Рубина, Н.В. Методика диагностики изобретательского мышления – http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=4454 
10. Сопельняк, А. Что такое психологическая инерция и как с ней бороться – http://www.inventech.ru/pub/club/108/

Примечание:

Решение Задания 2