Мобильная психологическая помощь в современной школе: реалии и перспективы

Автор статьи:

 

Егорова Любовь Владимировна,

 

 педагог-психолог ГБОУ г. Москвы «Школа № 2111 «Новая волна»

В статье раскрывается проблема организации и развития в современной школе системы дистанционной психологической помощи с использованием мобильных устройств. Освещены формы, методы, направления мобильного психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Автором также рассматриваются исторический аспект вопроса, факторы эффективности внедрения мобильной психологической помощи в деятельность социально-психологических служб современных школ.

Как понимает современный человек термин «мобильность»? Вероятнее всего, у многих из нас в качестве ассоциативного ряда возникают понятия «скорость», «доступность», «передвижение», «динамичность» и т.д. И все это, безусловно, соответствует действительности. Однако, люди, живущие в современном инновационно-образовательном поле, услышав характеристику «мобильный», свяжут тот или иной процесс еще и с использованием особых технических средств – современных мобильных, портативных устройств или, проще говоря, гаджетов.
Почему? Ни для кого не секрет, что одним из ведущих трендов современного образования является дистанционное обучение – получение новых знаний и компетенций на расстоянии, с использованием Интернет-технологий. 

Дебаты вокруг дистанционного обучения не затихают и по сей день, хотя данный вид образования уже доказал свои несомненные преимущества. Вместе с тем, технический прогресс не стоит на месте. Все в мире меняется, люди стремительно пытаются усовершенствовать и оптимизировать свои изобретения. Результатом инновационных процессов в структуре дистанционного образования явилось возникновение его отдельного вида – мобильного обучения.
Мобильное обучение или mLearning - это разновидность дистанционной формы образования, при которой обучение происходит с использованием мобильных устройств (современные телефоны, смартфоны, планшеты, нетбуки и т.д.) [2].
Мобильное обучение называют одним из самых перспективных направлений получения знаний на расстоянии. Главные преимущества данной формы: удобство (то или иное портативное устройство у большинства людей всегда с собой), экономия времени и пространства (учиться можно в транспорте, «пробке», в обеденный перерыв и т.д.).
Как известно, психология и педагогика в своем развитии всегда шли «рука об руку». Не исключением являются и их инновационные преобразования. Сложно сказать, что появилось раньше - дистанционное обучение или дистанционное психолого-педагогического сопровождение?... Что же касается «привнесения мобильности» в данные процессы, то мобильное обучение, несомненно, лидирует. Это направление в настоящее время активно «набирает обороты», мобильная же психологическая помощь еще только встает на путь своего развития.
Что же такое «мобильная психологическая помощь» и нужен ли данный формат психолого-педагогической работы в современной школе?
Термин мобильная психологическая помощь может быть рассмотрен с двух позиций. Во-первых, данный вид психолого-педагогического сопровождения предполагает работу психолога, осуществляемую посредством системы Интернет в режиме реального времени. С другой же стороны, мобильная психологическая помощь в школе – это специфический вид дистанционного психолого-педагогического сопровождения, при котором работа осуществляется с использованием мобильных устройств.
Данные термины достаточно сложно дифференцировать, т.к. дистанционное психолого-педагогическое сопровождение в школе и предполагает помощь субъектам образования в удобное для них время и в удобном месте, неотложную и «скорую» психологическую поддержку. Это ли не мобильность? Безусловно!
Таким образом, мобильная психологическая помощь в школе – это форма дистанционного психолого-педагогического сопровождения, осуществляемая посредством Интернет-технологий, с использованием мобильных устройств.
В связи с данной трактовкой, близкими понятиями дефиниции «мобильная психологическая помощь» являются: психологическая on-line помощь, интернет-консультирование, Е-терапия или кибертерапия и т.д. Все это - разновидности дистанционной психологической помощи, разница лишь в методах и технологиях работы специалиста. 
Рассмотрим далее принципиальный вопрос: а нужна ли мобильная психологическая помощь в современной школе? Люди, знакомые со спецификой деятельности школьного психолога, несомненно, знают, что одной из ведущих проблем работы данных специалистов является трудность установления контакта с субъектами образовательного процесса. И дело тут, в первую очередь, не в том, что психолог не может найти «общий язык» с субъектами, проблема скорее в катастрофическом отсутствии времени на взаимодействие. Современные педагоги перегружены текущими делами образовательного процесса, документацией, вопросами повышения квалификации и т.д.. Большинство обучающихся также заняты в течение всего учебного дня и внеурочного времени (секции, кружки, занятия с репетиторами и т.д.). Не говоря уже о современных родителях, многие из которых приходят домой глубоким вечером. Перегрузки, стрессы, утомление, текущие проблемы… Как со всем этим справиться? Качественное психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов –важное условие успешного и продуктивного образовательного процесса, позитивного эмоционального климата в педагогическом коллективе, благоприятных отношений в семье. А вот вопрос отсутствия времени и возможности посетить школьного психолога сможет решить развитие процесса дистанционного психолого-педагогического взаимодействия.
Таким образом, основной целью внедрения мобильной психологической помощи является оптимизация, повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения. С использованием дистанционных технологий мы сможем «охватить» не только тех, кто располагает временем, но и субъектов, которые остро нуждаются в психологической помощи, не имея для того необходимых ресурсов (времени, возможности добраться до образовательного учреждения, и т.д.). Исходя из этого, потенциальными «клиентами» дистанционной психологической помощи являются: занятые родители, перегруженные педагоги, обучающиеся, находящиеся на семейном или надомном обучении, люди с ОВЗ и т.д.
Казалось бы, проблема решена, однако все не так просто. Рассмотрим вопрос становления мобильной психологической помощи в современной школе. Когда появился данный формат психолого-педагогического сопровождения? И насколько он развит в современных школах?
Первые сведения о развитии в школах дистанционного психолого-педагогического сопровождения относятся к 2010-2012 г. Именно в данный период появляются публикации, практические разработки об оказании психологической помощи субъектам образовательного процесса на расстоянии, с использованием Интернет-технологий.
В 2011 г. в журнале «Детский сад: теория и практика» была опубликована статья М.А Егоровой и О. П. Чистовской (МГППУ) «Психология для родителей в новом формате», где рассматривалась проблема использования ИКТ-технологий в работе с родителями. В 2013 году был опубликован труд О.В. Плешаковой, посвященный вопросам разработки модели комплексного сопровождения семьи, в том числе и проблеме дистанционной работы с субъектами образовательного процесса. В 2014 г. в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции была опубликована статья об организации дистанционного консультирования в образовательном учреждении на сервисе онлайн-консультаций экспертов Liveexpert.ru (А.П. Алексеева) [1].
Кроме этого, анализ данных в сети позволил сделать вывод, что с 2012 года осуществлялось дистанционное психологическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса специалистами образовательных учреждений г. Белебей (Башкортостан), г. Москва, г. Усолье-Сибирское (Иркутская область), г. Санкт-Петербург. С 2013 г. начинают функционировать сайты Интернет-психологической помощи в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в системе образования г. Красноярск, г. Псков, г. Тамбов и др. С 2014 г. в данную систему включается ряд образовательных учреждений Владимирской и Ярославской области, с 2015 года – Костромского региона.
Таким образом, изучение публикаций по теме дистанционного психолого-педагогического сопровождения в школе показало, что данное направление в настоящее время является достаточно перспективным и востребованным. Однако наблюдается острая нехватка практических разработок, методических рекомендаций по его организации и развитию.
Обратимся к следующему вопросу, - в каких направлениях психолого-педагогического сопровождения могу быть использованы дистанционные, мобильные технологии? Ответ очевиден, при грамотном подходе и достаточном техническом оснащении субъектов – во всех. Разослав на электронную почту бланки тестов, анкет или дав ссылку на электронный диагностический ресурс, мы можем провести дистанционные психодиагностические мероприятия. Связавшись с субъектами посредством Интернет-сервисов, обеспечивающих групповую или индивидуальную видео-связь, мы можем проводить коррекционно-развивающие, просветительские или профилактические занятия на дистанции. Подобными ресурсами для связи могут выступать Skype, сервисы для проведения видеоконференций, вебинаров (webinar.ru, WizIQ), виртуальные доски (Idroo, Stoodle), сервисы взаимодействия в виртуальной реальности (VAcademia, Timvi) и т.д.
В мобильном, дистанционном режиме специалист может так же и консультировать субъектов образовательного процесса. В настоящее время имеется множество Интернет-ресурсов, позволяющих наладить конструктивное психологическое взаимодействие on-line или off-line: форумы и чаты, электронная почта, социальные сети, личные сайт специалиста, Skype и т.д. [3].
Что же нужно для того, чтобы мобильная психологическая помощь была эффективной, продуктивной и востребованной? В-первую очередь, необходим достаточный уровень мотивации субъектов. Если мы будем заставлять специалистов работать в новом для них режиме, не обучая их и не раскрывая преимуществ данного способа работы, добиться хороших результатов явно не удастся. Участие родителей, детей или педагогов в системе дистанционного мобильного сопровождения также должно быть добровольным и желаемым. Помочь человеку, который отрицает помощь, крайне сложно. При этом важно не только желание, но и умение. ИКТ-компетентность, достаточные технические навыки работы с портативными, мобильными устройствами –необходимые условия успешного дистанционного взаимодействия.
Не менее значимыми для продуктивной мобильной психологической помощи являются также возможности технических устройств субъектов. Современный мир переполнен  огромным количеством портативных средств или гаджетов, как принято их называть. Все имеют не только различную оболочку, но и разное наполнение. Содержательной же стороной мобильного устройства в контексте рассматриваемой проблемы выступает его функционал: разрешение экрана, возможность записи аудио и видеофайлов, прочтения информации различного формата, доступ в Интернет и т.д.
Очевидно, что не каждое портативное устройство даст своему хозяину возможность мобильного психологического взаимодействия. В связи с этим остро встают проблемы качества, функционала устройств, совместимости, цены и т.д.
Ну и, наверное, самым острым вопросом организации мобильной психологической помощи в школе является ее нормативно-правовое обеспечение. А можем ли мы взаимодействовать с субъектами образования в таком формате? В настоящее время, данный вопрос не является достаточно проработанным на юридическом уровне, поэтому процесс дистанционного психолого-педагогического сопровождения должен регулироваться локальными актами образовательного учреждения.
Таким образом, наряду с явными преимуществами мобильной психологической помощи – больший охват субъектов, их интерес, удобство, экономия временных и пространственных ресурсов и т.д., обнаруживаются также и существенные проблемы. Проблема опосредованности психологического взаимодействия, нормативно-правовой базы, необходимости обучения субъектов, их технической оснащенности, конфиденциальности помощи в сети, возможность технического сбоя в процессе работы и т.д. – трудностей на пути инноваций всегда много. Однако, как известно, любые сложности можно преодолеть, если будет на то желание. Обучаясь, повышая свою квалификацию, работая на благо и в интересах каждого субъекта образовательного процесса, специалист сможет  победить любые трудности, возникающие на пути инновации, развития и совершенствования его деятельности.

Список использованной литературы
1. Айсмонтас Б.Б., Меновщиков В.Ю. (ред.) //Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы IV Международной научно-практической конференции, М.: МГППУ, 2014
2. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Электронный ресурс] URL: http://library.istu. edu/bulletin/art (дата доступа 24.10.2015)
3. Егорова Л.В. Использование информационных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога в современной школе. Материалы XXVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», ИТО-Троицк-Москва, 2015