Создание интерактивных заданий с использованием триггеров в PowerPoint

Автор статьи:

 

Короповская Вера Павловна,

 

методист ЦДО «Снейл», доцент, ГАУ ДПО Мурманской области «Институт развития образования», г. Мурманск

«Триггер» (с английского «спусковой крючок») – объект на слайде, щелчок по которому  выполняет определенное действие. Действие может заключаться в воспроизведении звука, фильма или анимации, например появлении текста на слайде. Таким объектом может быть рисунок, фигура, кнопка или даже абзац или текстовое поле и пр. Управлять ими на слайде можно в любой последовательности. В презентациях с триггерами задействуют анимационные эффекты, поэтому они больше похожи на флеш-игры.
В презентациях с использованием триггеров учащиеся взаимодействуют с объектами на слайде и для выполнения таких заданий идеально подходит интерактивная доска. Для запуска анимации будет использоваться специальный маркер. Использование триггеров придаст разработке динамизм и эффективность, а учащийся становится активным участником образовательного процесса. 
Презентации с элементами обратной связи можно применять и в электронном обучении, разместив их, например, в сервисе Slideboom, который сохраняет работу триггеров и гиперссылок. 

Можно выделить 4 варианта использования триггера:  
1. Триггер-кнопка и анимированный объект в одном лице (например, двигающийся объект, изменяющая цвет кнопка, исчезание и пр.) 
Пример: Помоги Маше собрать фрукты. Триггерами являются изображения овощей и фруктов. Нажатие на фрукт вызывает его перемещение к ведёрку, нажатие на овощ - их вращение. 
2. Триггер-кнопка ⇒ анимированный объект

Пример 1: Словарное слово. В предложенном задании триггерами являются буквы О и А, которые предлагается вставить в слова.  Нажатие на правильную букву перемещает ее в слово,  с одновременным исчезновением неправильной буквы. Если выберем неправильную букву, то она перемещается к слову, а затем возвращается назад. Чтобы  вернуть букву на место, в настройке анимации для буквы А устанавливается «Перемотать по завершении».
Пример 2. Счёт. В предложенном  задании триггерами являются летящие снизу вверх шарики с цифрами. Необходимо решить пример и щелкнуть по нужному шарику.   Если выбирается правильный ответ, то шарик исчезает и появляется цифра ответа, если неправильно - шарик меняет свой цвет.

3. Триггер-кнопка ⇒ несколько анимированных объектов или несколько анимаций
Пример: Разгадай ребус. Триггером является кнопка рядом с вариантом ответа. Нажатие на кнопку выводит результат «Да» или «НЕТ» и если правильно угадан ответ, то выводится изображение объекта, зашифрованного в ребусе. 
4. Триггер-кнопка и анимированный объект в одном лице ⇒ анимированный объект.  
Пример 1: Какие фигуры относятся к четырёхугольникам. Триггерами являются геометрические фигуры. При выборе правильного варианта фигура меняет свой цвет, появляется надпись «Правильно» и название фигуры, звуки хлопков. При выборе неправильной фигуры появляется надпись «Нет» и  название фигуры. 
Пример 2: Графики. Триггерами являются слова «построить» рядом с функцией. При нажатии на слово «построить» строится график.    
Рассмотрим, каким образом мы можем применить эти варианты в своих учебных интерактивных презентациях.

Что можно создать с использованием триггера
Отличительной чертой анимации объекта с помощью триггера от анимации объекта является то, что картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не в установленной последовательности, а в произвольном порядке по замыслу учителя и по мере выполнения задания. Как правило, такие интерактивные задания используются в различных учебных ситуациях на уроке и  не занимают много времени. Можно выполнять задания как фронтально с использованием интерактивной доски, так и индивидуально. С использованием триггера можно реализовать такие задания как:

  • убрать, исключить лишние объекты или понятия  

  • выбрать объекты, соответствующие какому-либо признаку

  • вставить пропущенные буквы или слова

  • отгадать загадку или ребус и выбрать ответ из предложенных вариантов.

  • ответить на вопрос и выбрать ответ из предложенных вариантов и т.п.

С помощью триггеров на базе презентации можно создать:

  • тесты-тренажеры

  • викторины

  • игры

  • плакаты

  • кроссворды и пр.

Тесты-тренажеры, викторины
При создании теста-тренажера или викторины, на каждом слайде презентации размещается вопрос и варианты ответа. Вариантом ответа могут быть кнопки, слова, цифры или изображения. Подсчета правильных и неправильных ответов автоматически не ведется.  
Вопросом в тесте может быть, например, ребус, который необходимо сначала разгадать, а потом уже выбрать вариант ответа. При выборе ответа может сработать любой эффект анимации, изменяющий размер, цвет, местоположение объекта, появления новых объектов или дополнительных надписей.  
Пример: Выбери автора картины. Триггерами являются кнопки рядом с вариантами ответов.  Нажатие на любой триггер вызывает изменение его цвета в зависимости от правильности ответа. Правильный вариант приведёт к изменению на зелёный цвет, неправильный – на красный.
Интерактивные игры
Игра — лучший вариант обучения для ребенка, она позволяет превратить занятие в увлекательный и динамичный процесс. Триггеры помогут при разработке интересных тематических игр на закрепление или проверку пройденного материала. Такие игры чаще всего создаются для дошкольников и младших школьников.
При создании игры необходимо выбрать  увлекательный сюжет  и понятные правила игры, продумать как завершится выполнение задания, какое поощрение получит ребенок, выполняющий данное задание. Чаще всего создаются игры, где требуется исключить или выбрать лишние объекты или понятия, отгадать загадку и т.п., но могут иметь и более сложные сюжеты.  
Оформляя слайд для такой игры, лучше подобрать в качестве фона слайда тематическую картинку, объекты, к которым будет применен триггер, не должны иметь фон. 
Пример 1: Из чего сварим борщ? Триггерами являют овощи и фрукты. Щелчок на объект перемещает его в кастрюлю, если это правильный ответ, в противном случае он исчезает.
Пример 2. Идем в гости. Что одеть? Триггерами является одежда. Если она выбрана правильно, то перемещается на куклу.

Кроссворды
Кроссворды на уроке служат для актуализации и закрепления знаний, привлечения внимания к материалу в занимательной форме. Дети и взрослые любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды. 
Мы не знаем, с какого слова ребенок начнет отгадывать кроссворд и  применение такого средства анимации как триггеры, позволяет решать проблему очередности объектов в настройках анимации. Один из вариантов оформления кроссворда приведен в Примере. Щелчок по цифре выводит на экран вопрос, если он кажется сложным, можно щелкнуть по любой другой цифре. Если слово отгадано верно, то учитель щелкает цифре для кроссворда и появляется текст с ответом.  
Пример:  История. Триггерами являются кнопки с номерами вопросов. Одни кнопки выдают вопрос и убирают его с экрана, другие вставляют отгаданное слово в кроссворд
Интерактивные плакаты
С помощью триггеров можно успешно создавать интерактивные плакаты, когда не меняя слайд, мы изменяем его отдельные фрагменты, выводим дополнительную справочную информацию, рисунки, поясняющий текст и т.п., причем можем воспроизводить их неоднократно. Реализуя технологию «горячих зон», можно интерактивными сделать части изображения. Для этого нужно наложить на изображение прозрачную фигуру и присвоить ей триггер. Использование интерактивного плаката, как мультимедийного образовательного ресурса, позволяет, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в этом процессе. Интерактивные плакаты могут содержать и тестовые задания.
Пример: Изменение внутренней энергии Плакат содержит теоретическую часть и тест. 
Пример: Цилиндр. Плакат содержит теоретическую часть, примеры и задачи.
Как создать интерактивную презентацию с триггерами

Создание интерактивной презентации, будь то задание, тест или плакат, требует тщательной его разработки. Необходимо определить какие знания и по какой теме будут проверяться, какой результат хотите получить, Затем разрабатывается сценарий.  Продумывается:

  • какие объекты будут находиться на слайде и какой фон для них лучше использовать

  • какой текст будет на слайде (заголовок, инструкция, задание и т.п.), а какой будет появляться после срабатывания триггера (правильность выполнения, подписи к картинкам, дополнительные пояснения и т.п.)

  • какие объекты будут анимированными, а какие будут триггерами, что и как будет изменяться при щелчке на выбранный объект

После этого можно приступать к реализации сценария в редакторе презентаций. Подбирается фон, объекты для презентации. Фон картинок, размещаемых на презентации нужно удалить, используя инструмент “Удалить фон” редактора PowerPoint (начиная с 2010 версии),  или воспользоваться графическим редактором, или сервисом интернет (например, Background Burner). Можно подобрать аудиофайлы для озвучивания правильности ответов или самих объектов на слайде (животные, птицы, техника и т.п.), чтобы при выборе ребенок мог его еще и услышать.
Лучше не сразу все объекты добавлять на слайд, а последовательно, настраивая триггеры и проверяя правильность их срабатывания. 
Алгоритм работы в редакторе презентаций:

  1. Создаем слайд с заданием, размещаем на нем объекты и необходимый текст. Задаем анимацию для объектов. В данном примере анимация задается для круглых кнопок. Для правильного ответа выбрана анимация изменения цвета овала на зеленый, для неправильного - на красный

2. Выделяем в Области анимации нужный объект, например, Овал 10 и задаем триггер. Для этого щелкаем по кнопке в треугольником, выбираем команду Время 

3. Нажимаем кнопку Переключатели, выбираем Начать выполнение по щелчку. Так как в нашем примере сама кнопка будет триггером, в списке объектов выбираем ее название Овал 10.

Наш триггер готов! Проверить работу триггера можно только в режиме показа слайдов.  

Далее выполняем аналогичную настройку для остальных кнопок.

 

Источники и полезные ресурсы