Создание интерактивных плакатов с использованием гиперссылок в PowerPoint

Автор статьи:

 

Короповская Вера Павловна,

 

методист ЦДО «Снейл», доцент, ГАУ ДПО Мурманской области «Институт развития образования», г. Мурманск

Редактор презентаций уже хорошо освоен учителями, но многие и не подозревают, что помимо просто слайдов к уроку или выступлению на конференции, в нем можно создавать интерактивные плакаты и задания, и даже тесты. Причем, такие интерактивные материалы можно создавать в любой версии офиса: Microsoft Office, Open Office, Libre Office и даже презентациях Google. 
Технологические приёмы визуализации информации весьма разнообразны. Многое зависит от того, каким программным обеспечением обладает разработчик. Цель одна: обратить внимание на какие-то детали,  Интерактивный плакат, созданный средствами редактора презентаций, состоит из набора слайдов, файлов (или их сочетанием), объединенных общей навигационной системой гиперссылок и управляющих кнопок.  

Гиперссылка в компьютерной терминологии — часть текстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе или на другой объект (файл, директория, приложение), расположенный на локальном компьютере или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта.  Гиперссылку можно присвоить к любому объекту на слайде: картинке, тексту, слову. 

С помощью гиперссылок можно сделать презентацию нелинейной, т.е. учитель или ученик может сам определить ход просмотра всей презентации или ее отдельных частей.

Презентации с использованием гиперссылок идеально подходят для обучения с помощью интерактивной доски. Кроме того, презентацию с элементами обратной связи можно применять и в дистанционном обучении, размещая ее в сервисах интернет (например, SlideBoom), или создавая, например, в презентациях Google

Учащиеся могут работать с презентацией получив на нее ссылку, или просматривать во встроенном на страницу сайта виджете.  
Рассмотрим несколько приемов, которые можно использовать для создания интерактивного плаката с использованием гиперссылок.

Прием «ЭКРАН»

На слайде находятся уменьшенные объекты (изображения, значки, буквы, текст), при щелчке по которым в определенной области экрана появляется его увеличенное изображение. Эта область и называется «ЭКРАН». В нем можно размещать увеличенные изображения, дополнительный текст и т.п. Экран может находиться как в правой части экрана, так и в нижней или верхней, в зависимости от размещаемого материала. Используя приём «ЭКРАН» можно придать большую целостность учебному модулю, создавая видимость одного общего экрана, на котором появляются  вызываемые нами в любом порядке объекты. Это происходит за счет того, что мы дублируем меню на всех слайдах и размещаем объекты на всех слайдах в одном и том же месте. 
Данный прием можно использовать, например, при создании картинной и портретной галерей, перечня столярных инструментов, спортивных медалей и т.п. Можно создать на основе этого приема интерактивный глоссарий по предмету, разместив вместо картинок отдельные объекты с буквами.
Посмотреть пример в презентации Google (буквы А, Б, В) 

Прием «ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНА»

Всплывающие окна часто используются для обеспечения большей функциональности и интерактивности информационного ресурса. Как правило, всплывающие окна отображают справочную информацию, диалоговые окна, инструкции, более детальные сведения и другие элементы пользовательского интерфейса. 
На первом слайде размещаем визуализированное меню – небольшие иконки, которые являются гиперссылками. Характерной особенностью данного приёма является настройка гиперссылок «ПО НАВЕДЕНИЮ МЫШИ», но если плотность объектов для демонстрации на слайде большая, то лучше использовать настройку гиперссылок  «ПО ЩЕЛЧКУ МЫШИ». Гиперссылки дублируются на всех слайдах. Динамика всплывающих окон обеспечивается эффектом анимации «Масштабирование» или «Проявление с увеличением». 


Посмотреть пример в презентации 

 

Прием «НЕВИДИМЫЕ ГИПЕРССЫЛКИ»

Технологии невидимых ссылок используются в сложных программах анимации. Но и в редакторе презентаций также можно выполнить аналогичный приём. На основе этого метода можно создавать интерактивной карты. схемы, рисунки, коллажи и т.п.     
Для создании интерактивных иллюстраций на самом изображении размещаются области, очерчивающие необходимую часть рисунка. Эти области делаются прозрачными и с них создаются гиперссылки на слайды, например, с увеличенным изображением части рисунка или с дополнительной информацией. Т.е. по щелчку или по наведению мышки на какую-либо область будет осуществляться переход на слайд или файл, описывающий данную часть плаката. Такие области с гиперссылками называются горячими зонами. 
Примеры использования на уроках

Пример 1. Урок географии. На карте горячими зонами помечены местные достопримечательности. Дети находят и называют их. Затем по наведению мыши или щелчку на экран  выводится дополнительная информация с изображением объектов.
Пример 2. Урок истории. На карте с изображением сражения 1812 года горячими зонами обозначены расположения войск и основные места сражений. При рассказе о сражении на экран выводится иллюстрация или видео, связанные с этим событием. 

 

Посмотреть пример в презентации 

 

Суть приема «ЛУПА»

Очень часто на уроке возникает необходимость сконцентрировать внимание учеников на детали иллюстрации, фрагмента текста и даже слова при сохранении их общей панорамы. Такой прием называется «Лупа». При использовании этого метода необходимо находить отдельные карты, схемы, фотографии хорошего качества, только тогда этот прием будет эффективен. 
Для создания эффекта лупы можно использовать разные технологические приемы.
Прием 1. Добавление на основное изображение увеличенных частей изображения, которые появляются и исчезают по щелчку мыши. Это достаточно простой по технике исполнения прием, в котором используется анимация для добавляемых увеличенных частей изображения. Недостатком этого способа является то, что увеличенные части изображения появляются в строго заданном учителем при создании презентации порядке. 
Прием 2. При работе с интерактивном плакатом при наведении указателя мыши на часть рисунка, на слайде появляется его увеличенное изображение.  
Для увеличенных элементов лучше задавать эффект анимации изменения масштабирования увеличением при появлении фрагмента на слайде, и уменьшение при переходе по гиперссылке на основное изображение.
Прием 3. При наведении мыши на фрагменты изображения, в месте «экрана» будут  размещаться увеличенные.  Для получения такого эффекта изображение разрезается на ряд фрагментов и каждый увеличенный фрагмент размещается в область «экрана» с использованием функции Заливка - Рисунок или текстура - Из файла.  
Посмотреть пример 
В одной презентации можно совмещать несколько приемов, комбинируя технологии «невидимые ссылки», «экран», «лупа», «всплывающие окна» .
Полезные ссылки

  1. Аствацатуров Г.О. Полезные рекомендации. Как создать ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ? [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://goo.gl/YgDJJo

  2. Аствацатуров Г.О.  Технологический приём ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНА [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-vsplyvayushhie-okna/

  3. Блинов Д.М. Интерактивные плакаты [Электронный ресурс] // Intel IT Galaxy. - Режим доступа: http://goo.gl/YUc64U

  4. Интерактивные версии образовательных плакатов [Электронный ресурс]  // Элементы. - Режим доступа:  http://elementy.ru/posters