Сервисы web 2.0 для исследовательской деятельности учащихся

Автор статьи:

 

Орешко Марина Анатольевна,

 

методист ЦДО «Снейл», заведующая сектором литературного краеведения Библиотеки-музея имени Н.Н. Блинова, г. Мурманск

Как известно, классическая лекция (монолог преподавателя) — наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты. Выполнение практических заданий, в том числе и самостоятельные исследования учащихся по теме, обеспечивают до 75% процентов усвоения информации. Неслучайно поэтому в современной практике преподавания используются различные формы исследовательской деятельности. 
Учебное исследование – это решение учащимися какой-то творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. В центре исследования - проблема.  Для её решения школьники выдвигают гипотезы, собирают материал, каким-то образом его анализируют, обобщают и делают выводы. А затем представляют результаты своего исследования.

Для того, чтобы представить результат исследования, можно использовать не только традиционные офисные программы (Word, Excel, PowerPoint), но и разнообразные сервисы web 2.0, которые помогают красочно и наглядно представить информацию, то есть визуализировать её.

Для самых простых исследований можно использовать сервисы, создающие «облака слов». 
Облако слов представляет собой визуальное представление ключевых слов и словосочетаний, отрывка из текста или ссылок на различные Интернет-ресурсы (облако тегов). Как можно использовать «облака слов» в учебной деятельности?

- Для рассказа о книге или в качестве рекламы книги (с помощью ключевых слов можно зашифровать название произведения).
- Для демонстрации основных понятий, формул.
- Для визуализации исторических дат.
- Для визуализации стихотворений, отрывков из произведений.
- Для создания игровых заданий: «Найди лишнее», «Назови автора» и т.д.
Cервис Tagxedo (http://www.tagxedo.com/)  помогает создать «облако» из отдельных слов и словосочетаний или сразу из текста. Среди дополнительных настроек – выбор формы облака, шрифта, цвета и т.д. Готовая работа сохраняется как рисунок. Для работы на компьютере должен быть установлен бесплатный плагин компании Микрософт Silverlight. Сервис не работает в браузере Google Chrome, предпочтительнее использовать Internet Explorer, Mozilla Firefox. Регистрация не требуется. Созданной работой можно поделиться в социальных сетях (Facebook, Twitter).
Tagul (https://tagul.com/) – самый интересный сервис для создания «облака слов». Он не только позволяет создавать мозаику из ключевых слов и словосочетаний, но и может прикреплять к каждому из слов ссылку, то есть делать «облако» интерактивным. Сервис поддерживает кириллицу. Созданной работой можно поделиться с использованием ссылки, а можно получить код для встраивания облака на страницы сайтов, блогов.
Для оформления «облака» сервис предлагает несколько дополнительных настроек:
- Shapes – выбор формы облака из библиотеки (можно загрузить своё изображение).
- Fonts – выбор шрифта.
- Layout – выбор расположения слов в пространстве.
- Color and Animations – выбор цвета и варианта анимации.
Можно получить ссылку на готовую работу, поделиться в социальных сетях, скачать на компьютер в формате PNG (размер – 1 Mb), а также получить код для встраивания «облака» на страницу сайта или блога.
***
Инфографика – ещё один способ необычного визуального представления результатов ученического исследования по теме. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко. С помощью инфографики можно показать устройство или алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов во времени и пространстве, наглядно представить цифровую информацию и т.д. 
Один из самых несложных онлайн-сервисов для создания инфографики – Easel.ly (http://www.easel.ly/). Для работы на сайте необходимо зарегистрироваться: с помощью адреса электронной почты или аккаунта социальных сетей Facebook или Google +. Для создания инфографики можно воспользоваться готовыми шаблонами (15 шаблонов в библиотеке сервиса) или создать изображение «с нуля».
Создавая инфографику, можно менять «героев», фоны (доступно 20 «подложек»), добавлять тексты, фигуры, диаграммы и графики.
Можно получить прямую ссылку на работу, код для вставки её в блог или на сайт, а также поделиться готовой работой в социальных сетях или сохранить её на ПК как картинку. 
Sprites (https://spritesapp.com/) - онлайн-сервис для создания анимированной инфографики. Работает как на стационарных ПК, так и на мобильных устройствах (iPhone, iPad). 
Для работы в сервисе необходима регистрация. Можно присоединиться к сервису, используя уже созданные аккаунты в социальных сетях (Facebook, Twitter, Google) . Другой способ регистрации – через адрес электронной почты.
По умолчанию создаётся одна страница инфографики, по желанию можно добавить ещё несколько. Элементы, которые можно добавить в инфографику:
— текст (Text);
— факт - выделяющийся на общем фоне блок текста (Fact);
— картинка (Image);
— фигура –схематические изображения людей или неодушевлённых предметов (Figure);
— карта (Map);
-   диаграмма (Chart);
— таблица (Table);
— разделительная линия (Line).
В разделе «Settings» поменять стиль оформления, выбрав подходящий из списка или создать свой собственный стиль. 
В разделе «Share with» можно получить прямую ссылку (link) на инфографику, код для размещения в блоге и на сайте (iFrame) и код для размещения в WordPress.Созданной инфографикой можно поделиться в социальных сетях (Facebook, Google+,  Twitter, LinkedIn).
***
Лента времени служит для создания временно-событийных линеек: на линейку времени наносятся отрезки времени в виде конкретных дат для событий исторического/географического периода, жизни и творчества персонажа, личности и т.п. События можно представлять в виде текста, картинки или видео. Для описания события помимо текста можно использовать ссылки на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием, фото, видео.
Сервис Timeline JS (https://timeline.knightlab.com/) позволяет отобразить на сайте временную шакалу, состоящую из двух отдельных блоков. Первый блок – это непосредственно временная шкала с событиями, которые привязаны к конкретным датам. И второй блок – это слайдер, который отображает подробный контент каждого события. В качестве контента события можно использовать как обычный текст, так и различные медиаматериалы: видео, аудио, фото, документы, Twitter-сообщения и т.д.
Timeline работает с данными, которые добавлены в таблицу онлайн документов от сервиса Google. Поэтому для начала необходимо создать данную таблицу. Разработчики рекомендуют использовать уже готовый шаблон.
После редактирования шаблона публикуем его в Интернете и копируем ссылку на созданную таблицу. Ссылку вставляем на страницу сервиса, который генерирует код готовой ленты времени. С помощью кода временная линейка размещается в блоге или на сайте.
***
Чтобы представить результаты большого исследования по теме, включающего в себя разнообразный текстовый и медиаматериал (изображения, видео, аудио), можно использовать сервисы для создания электронных публикаций, так называемых «лонгридов».
«Лонгриды (от английского - long read – «длинное чтение») – достаточно новый формат, появившийся в медиа несколько лет назад. Это длинные, глубокие истории объёмом от 1500 знаков, которые лучше всего читать, если есть время.  Лонгрид – это возможность рассказать интересную историю читателям, со всеми деталями и важными подробностями.  С помощью таких сообщений затрагиваются темы, о которых нельзя рассказать коротко: большие и сложные идеи, истории людей, удивительные факты. 
В лонгрид можно добавить различные мультимедиа: большие качественные фотографии, инфографику, презентацию, видео, аудио.
В настоящее время существует около 25 различных сервисов для создания таких электронных публикаций. Один из сервисов – Medium (https://medium.com/). Это платформа для ведения блогов, записей и публикации статей от создателей Twitter. Для начала работы с Medium достаточно учетной записи в Twitter. Другой вариант регистрации – по аккаунту в Facebook и Google+ или по адресу электронной почты. 
Редактор для создания публикации очень лаконичный. Сначала придумываем название для цифровой истории (Title) и начинаем писать текст (графа «Tell your story»). Если необходимо добавить какой-то объект в публикацию, нажимаем на значок «+»: в цифровую историю можно добавить фото, видео, новый раздел, а также какой-либо встраиваемый объект. Изображения можно добавлять со своего компьютера, видео  и встраиваемые объекты – по ссылке.
Есть функция добавления комментария к тексту (т.н. частная заметка, private notes), которую могут видеть только автор или соавторы. Это своего рода заметки на полях. Ими удобно пользоваться не только для дополнений и замечаний к тексту, но и для совместной работы нескольких авторов. Например, можно отправить ссылку на черновик сообщения другим участникам исследования, и они смогут оставить свои замечания. 
Готовой работой можно поделиться в Facebook или Twitter, а также вставить её на страницу своего блога или сайта. 
Читатели смогут оставлять свои комментарии и замечания к статье. Комментировать можно любой абзац, картинку или предложение. В целом, Medium производит благоприятное впечатление своим стильным, продуманным дизайном и отличной функциональностью и хорошо подходит для представления результатов различных исследований.
***
Таким образом, сервисы web 2.0 сегодня позволяют сделать исследовательскую работу учащихся ярче и интереснее. Создание «облаков слов», инфографики, лент времени или «лонгридов» поможет не только представить результаты небольшого ученического исследования, но и научит учащихся навыкам работы с информацией, поможет её усвоению. 
***
Дополнительные материалы:

  1. Баданов А. Tagul [Электронный ресурс] // Интерактивности. Web сервисы для образования. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/tagul

  2. Баданов А. Tagxedo [Электронный ресурс] // Интерактивности. Web сервисы для образования. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/tagxedo

  3. Гавриленко В. Timeline JS - сервис для визуализации хронологических событий  [Электронный ресурс] // WebforMyself . - Режим доступа: http://webformyself.com/timeline-js-servis-dlya-vizualizacii-xronologicheskix-sobytij/

  4. Горчаков Д. Medium – уютное место для Ваших мыслей [Электронный ресурс] // Лайфхакер. - Режим доступа: http://lifehacker.ru/2014/01/03/medium-2/

  5. Ница А. Sprites – бесплатный онлайн-сервис для создания анимированной инфографики [Электронный ресурс] // Теплица социальных технологий. – Режим доступа: http://te-st.ru/tools/sprites-free-tool-infographics/

  6. Орешко М. Easel.ly - сервис для создания онлайн-инфографики [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна». Центр «Снейл». - Режим доступа: http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=380