Смешать и перевернуть— значит улучшить  

Автор статьи:

 

Тихоновецкая Инга

Петровна,

 

учитель начальных классов, Республика Беларусь Государственное учреждение образования «Средняя школа № 111 г. Минска»

В наше время учителям постоянно приходится искать новые формы проведения урока, совмещать различные современные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным,  понятным  и результативным.

Созданные условия информатизации открыли возможность для учащихся моего класса изучения учебного материала в новом образовательном формате с использованием всего многообразия средств  ИКТ.

В своей практике для проведения некоторых уроков я применяю «перевернутую» модель обучения.  Подробно о принципах работы в «перевернутом» классе описала в статье «Смешать и перевернуть— значит улучшить!»  журнала «Пачатковая школа» №1, 2016.  Данная форма организации и проведения урока помогает включить учащихся в сетевое взаимодействия, а на уроке— позволяет учащимся погрузиться в усвоение новой темы.

Как же организовать работу и выбрать оптимальную форму проведения уроков в «перевернутом»  классе? Как создать  ситуацию открытого общения на уроке, позволить каждому    учащемуся    проявлять    инициативу,    самостоятельность, избирательность в способах работы?

Моим учащимся уже не в новинку работать совместно в сети над блог-уроками.

Неподдельный интерес у детей вызывает тема «Животный мир саванн» по предмету «Человек и мир» (3 класс), поэтому мои учащиеся данную тему изучили формате блог-урока http://bit.ly/1QumAHr . Работая дома над темой, высокомотивированные  учащиеся класса выступили не просто потребителями интернет- контента, а стали создателями своего собственного цифрового продукта.

Отмечу, что 14 учащихся из 22 стали авторами образовательного электронного контента.

Плодотворная работа была проделана Василием М. http://bit.ly/295ciQ0

Отзыв о работе оставила мама Матвеева Е.Е.  «Одним из самых ярких событий ушедшего учебного года была совместная работа всего класса над блогом «Животный мир саванн». За время работы мы узнали очень много нового про животных Африки. Сыну особенно нравилось знакомить своих одноклассников с новыми неизвестными животными, готовить для друзей интерактивные задания. Конечно же, полностью самостоятельно справится с интернет-технологиями ему ещё трудно, но начало уже положено. Самое важное, это то, что дети учатся использовать компьютер в учебных целях, что они учатся добывать новые знания и с огромной радостью и увлечением делятся этими знаниями с друзьями»

Опишу этапы работы над темой «Животные саванн». Перед началом работы в данном в формате «перевернутый» урок учащиеся ответили на вопросы прогностической  анкету http://bit.ly/29abCM3.

Целью, которой было оценить свой опыт работы в «перевёрнутом уроке»

Проанализировав результаты, мной был разработан  маршрутный лист http://bit.ly/1pt5KCS с активными ссылками и отметкой о выполнении. В этом листе представлено поэтапное самостоятельное овладение учебным материалом.

         Использование маршрутных листов в подготовке к уроку поддерживает автономность учащегося, направляет и провоцирует на работу.

Маршрутный лист содержит следующие разделы:

  • Работа с текстом учебника

  • Работа с печатной  информацией, представленной в виде «Информационного листа» о животном:

Слон http://bit.ly/295udWS

Жираф http://bit.ly/29aSLSX

Зебра http://bit.ly/29gQCoz

Антилопа http://bit.ly/299OaPD

Созданы разделы на интернет-контенте:

  • «Хочу рассказать» http://bit.ly/29lmCGR Данный раздел предоставил возможность учащимся в письменном виде рассказать об интересном животном, обитающем на просторах саванны.

  • «Я знаю животных саванны» На онлайн-доске http://bit.ly/297Itna учащиеся перечислили на зелёном стикере— травоядных животных, а на красном-хищных.

Для поддержки процесса обучения, для «скрытой» проверки учителем динамики роста усвоения учебного материала, последним пунктом в маршрутном листе, стала интерактивная онлайн викторина в сервисе Quizizz.

Онлайн викторина даёт учащимся  ощущение игры и соревнования. Как и в викторине Kahoot! здесь есть таймер, рейтинговая система, которая определяет лидеров, выполнивших задание первыми. Прохождение теста было ограничено во времени. Пример аналогичной викторины http://quizizz.com/join/ Код доступа  460269

На уроке учащиеся поделились на группы и совместно выполнили задания, оформляя для защиты кластер. Учащиеся, взаимодействуя в группе, действовали в соответствии с пониманием того, что общий успех команды возможен лишь при условии высокой активности и эффективности деятельности каждого. Стимулом для плодотворной работы на уроке стала накопительная система баллов, которая позволила выставить оценки в конце урока всем учащимся.

После урока команды ответили на вопросы  анкета http://bit.ly/29ald64

Проанализировав результаты анкеты и уровень полученных знаний, делаю вывод, что данная форма проведения урока способствует формированию необходимых образовательных компетенций у учащихся.

Считаю, чтобы вовлечь учащихся начальных классов в активную учебную деятельность надо их удивлять! Необходимо организовать и провести  урок так, чтобы учащихся манила неизведанность, они ощущали радость и успех от своих достижений,  которые являются основным рычагом в учебно-познавательной деятельности. А если ещё предоставить возможность свободного передвижения во время урока по классному кабинету, то успех гарантирован!

Мной была апробирована практика проведения уроков-квестов. Уроки-квесты— это новая инновационная форма организации и проведения учебного занятия с использованием модели «перевернутый» класс, где в полной мере реализуется системно-деятельностный подход.

Следуя логике проведения «перевернутого» урока и для обеспечения комфортной работы учащихся по выбранной теме, разрабатывается образовательный интернет-контент, который включает, рабочие листы http://bit.ly/2958qPG,  видео материалы  http://bit.ly/297Vxdk  и др. учебную информацию для работы дома.         

Для продуктивной учебной деятельности в стенах класса разрабатывается маршрут квеста с определенными заданиями, но чтобы приступить к каждому из них, необходимо его (задание) обнаружить, т.е. выполнить какие либо двигательные действия по поиску «сокровищ»! (Одной из особенностей проведения таких уроков-квестов является двигательная активность учащихся) В каждом задании присутствует интрига и, в то же время, учащиеся  открывают для себя новые знания. Они обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные действия, преобразуют его, предлагают свое описание, оформляют результат своей учебной деятельности в виде кластера.

На таких уроках-квестах я поддерживаю дух приключения. Например, на уроке математики «В поисках сокровищ пиратов»,  при включенном шумомере, необходимо найти и выполнить задание,  при этом  не разбудить пиратов. При проведении урока по теме «Непроизносимые согласные», учащиеся выступили в роли сыщиков из детективного агентства.

Знакомство с темой «Непроизносимые согласные» по программе происходит впервые в третьем классе. Данную тему, я считаю достаточно трудной для усвоения, поэтому решила провести первый урок в виде квеста.

Для проведения урока разработала маршрутный лист. Перед началом работы «Частного детективного агентства «Солнце» сыщикам необходимо было ответить на вопросы вводной анкеты. Цель, которой выяснить, кто из учащихся не познакомился дома с новой темой; выявить степень усвоения понятие «непроизносимые согласные», помнят ли примеры слов, приведенные в учебнике и способы проверки.

Перед уроком дети разделились на цветовые группы. Первое задание для группы состояло в том, чтобы  найти разрезанное правило, спрятанное мной заранее в кабинете. Затем, следуя инструкции маршрутного листа, распределить слова в две группы: слова, в которых встречается непроизносимая согласная; слова, в которых нет непроизносимой согласной. Далее выполнить задания №3 http://bit.ly/2afEC87  и №4 http://bit.ly/2atqlmG, направленные на формирование умения определять и проверять слова с непроизносимой согласной. Каждая группа работала со своим маршрутным листом, в своём темпе, выполняя поочерёдно задания, а результат совместной работы оформили в линейный кластер. 

Итоговым заданием была игра «Сыщики». Я намеренно допустила ошибку в название частного детективного агентства «Солнце». Не все её обнаружили, но те, кто справился— остались довольны собой и своей работой!

         Проведение уроков в формате «перевернутый» класс помогает сформировать современные ключевые компетенции, такие как:

• компетенции учебно-познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;

• компетенции деятельности как таковой: умение играть, соблюдая правила, трудиться, заниматься элементами исследовательской деятельности;

• компетенции информационных технологий: прием, переработка и выдача информации;

• компетенции социального взаимодействия в команде, навыков работы в группе умения распределять обязанности, приходить на выручку партнерам по команде;

Литература

Запрудский Н.И.  3-33 Современные школьные технологии: Пособие для учителей. — 2-е изд. / Н.И. Запрудский.— Мн., 2004.— 288 е.— (Мастерская учителя)

https://newtonew.com/discussions/flipped-classroom-in-russia

http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01116/Belova.pdf