Создание аудиогидов и аудиотуров по музеям и городам

Автор статьи:

 

Короповская Вера Павловна,

 

методист ЦДО «Снейл», доцент, ГАУ ДПО Мурманской области «Институт развития образования», г. Мурманск

Сетевые социальные сервисы позволяют пользователям быть не просто пассивными потребителями информации, а дают возможность совместно организовывать коллективную деятельность по поиску, созданию, редактированию и использованию различной текстовой и медиа-информации. Умелое использование сервисов поможет направить интересы и энергию учеников в образовательное русло, повысить мотивацию к учебной деятельности. 
Создание виртуальных экскурсий, позволяющих увидеть архитектуру города и его памятники, увидеть места, где жили писатели и поэты, побродить по залам музеев и выставок, всегда вызывает большой интерес у учащихся и они с удовольствием осваивают различные сервисы, подбирают и создают материалы. Привлечение учащихся к разработке виртуальных экскурсий – это возможность развить и повысить их интерес к малой и большой Родине.

Каждый сервис имеет свои особенности по размещению и представлению материалов виртуальной экскурсии. Выбор того или иного сервиса будет зависеть и от того, что именно и как вы хотите представить, от набора визуального  ряда, количества текстовой информации, необходимой для представления объектов экскурсии и т.п. Некоторые сервисы уже известны и о них рассказывала Марина Орешко на своем вебинаре. Это сервисы Mapwing,   ArcGIS  Online, Meograph, MyHistro, Google Maps, Storymap. Эти сервисы позволяют показать на карте  достопримечательности, а также рассказать о них, разместив текст, иллюстрацию или видео и даже добавить аудиорассказ. 

Эти сервисы хороши для просмотра виртуальных экскурсий в сети интернет. 

Более удобной возможностью совершить самостоятельную экскурсию в музее, новом для себя городе, открыть для себя новые места родного города являются аудиогиды и аудиотуры в виде мобильного приложения под различные мобильные платформы (Android, iOS, Windows и др.)  
Аудиогид — фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, местностью, а также устройство для ее воспроизведения [Википедия].
Аудиогид состоит из нескольких аудиофрагментов, которые привязываются к схеме (карте) осматриваемой местности, музея, или к номерам экспонатов. Думаю, что каждый из вас так или иначе знаком с аудиогидом, который используется в музеях
В 2011 году, команда инноваторов из Голландии, совместно с инвестором из Швейцарии, поставили перед собой цель – дать всем путешественникам новый способ почувствовать себя ближе к историческому и культурному наследию человечества, создав глобальную, открытую и бесплатную систему для всех историй мира. Примерно как Facebook или Википедия, или YouTube.  Такой системой стал сервис izi.TRAVEL, который объединил создателей мультимедийных гидов со всего мира и миллионы путешественников. 
В izi.travel можно создавать: Виртуальный музей - аудиотуры, Виртуальный тур - аудиогиды, квесты. Кроме того, аудиогиды могут содержать в себе викторины с двумя типа вопросов: выбор одного варианта ответа или ввод текста или числа. Это позволяет не только  

Виртуальный музей. Базовые понятия.

При создании виртуального музея используются следующие понятия:

  • Музей (1).

  • Коллекции (2).

  • Экспонаты (3).

Виртуальный музей может содержать просто набор экспонатов, а может объединять экспонаты в коллекции.

Аудиотур по городу. Базовые понятия.

Аудиотур по городу предназначен для сопровождения туриста во время его знакомства с достопримечательностями города.
Аудиотур предлагает туристу маршрут, проходящий по интересным местам города. Во время движения туриста по маршруту, аудиогид проигрывает аудиоистории о находящихся рядом достопримечательностях.
На рисунке ниже показаны различные представления тура:

  • Так выглядит тур на карте izi.TRAVEL CMS (1).

  • Так выглядит главное окно тура в мобильном аудиогиде (2).

  • Так выглядит тур на карте мобильного аудиогида (3).

Квест. Что это такое?

Квест — это разновидность тура, ориентированная на игру, приключение.
Если основная задача обычного тура — рассказать пользователю об окружающих его достопримечательностях, то у квеста несколько другое направление. Пользователя приглашают сменить позицию пассивного слушателя на искателя приключений, детектива и т.п. Задача пользователя — пройти этот квест до финала, набрав максимальное количество очков. В процессе прохождения пользователь должен будет решать различные задачи — давать ответы на поставленные вопросы, находить скрытые объекты на местности.
Для реализации игровой составляющей квест разделен на сегменты (этапы прохождения тура).
Изначально в мобильном приложении все сегменты, кроме стартового, скрыты от пользователя (1). По мере выполнения заданий — ответов на вопросы (2) или нахождение скрытых точек, пользователю будут открываться очередные сегменты квеста и начисляться баллы (3). И так до финальной точки. Пройдя весь квест пользователь получит статистические данные о прохождении.

Викторины

Вопросы викторины предназначены для добавления в аудиогид элементов игры. Они могут добавляться в такие объекты, как туры, музеи, достопримечательности, коллекции и экспонаты. Но, наиболее востребованы вопросы викторины в турах типа «Квест». В таких турах от правильного ответа может зависеть дальнейшее прохождение тура.
Для добавления вопроса к объекту предназначена команда «Добавить викторину» (Add Quiz).
В izi.TRAVEL CMS поддерживаются два типа вопросов викторины:

  • с выбором ответа из четырех предложенных вариантов

  • с вводом короткого ответа в текстовое поле

Выбор типа вопроса викторины производится после нажатия на «Добавить викторину».
Но что, если вы хотите прогуляться по улицам незнакомого города или музея без экскурсовода, но при этом послушать информацию о достопримечательностях? Сейчас есть такая возможность, т.к. различные фирмы выпускают путеводители или аудио туры, аудиогиды в виде мобильных приложений. Большинство таких приложений платные, хотя стоимость их не такая уж и высокая.
А можно ли самим создавать? 
Создание виртуальных экскурсий по культурным и историческим местам  можно разбить на несколько этапов:

  1. Выбор темы, подбор и подготовка и материалов, составление маршрута

  2. Выбор инструментов для создания виртуальной экскурсии

  3. Публикация материалов

Интерес к просмотру и созданию различного вида виртуальных путешествий достаточно большой. Кому не хочется побывать в дальних странах, ознакомиться с достопримечательностями городов или походить по музею?

Аудиогид в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Аудиогид состоит из нескольких аудиофрагментов. Фрагменты нумеруются и привязываются к схеме (карте) осматриваемой местности, музея, или к номерам экспонатов. Если аудиогид предполагает связный и законченный рассказ из фрагментов, то его также называют аудиоэкскурсией. Аудиогиды широко распространены за рубежом, все больше они появляются и в России. Они создаются как музеями, так и независимыми разработчиками. Услуги аудиогида предоставляют некоторые операторы мобильной связи.
По типу технологического базиса аудиогиды можно разделить на две основные группы:
- аудиогиды на базе специальных устройств ("железные", или hardware, аудиогиды);
- аудиогиды на базе стандартных мобильных устройств - смартфонов, планшетов, КПК и пр. (мобильные аудиогиды).
Аудиогиды на базе специальных устройств представляют собой антивандальный портативный цифровой аудиопроигрыватель. Чаще всего такие аудиогиды встречаются в крупных музеях, так как требуют от музея существенных затрат на закупку и обслуживания оборудования, организации пункта выдачи устройств в аренду, решения вопросов зарядки и ремонта. Для музеев аудиогиды являются одним из сервисов для посетителей и обычно предоставляются за отдельную плату.
В России аудиогиды (аудиоэкскурсии) на базе специальных устройств можно встретить в таких музеях как: Государственный Эрмитаж, Третьяковская галереяГосударственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.
Мобильные аудиогиды, получающие все большее распространение, это приложения, которые могут быть установлены на смартфоны самих посетителей и поэтому не требуют от музея закупки, аренды, обслуживания оборудования. Однако требует от музея разработки и постоянной актуализации собственного мобильного приложения под различные мобильные платформы (Android, iOS, Windows и др.).
Большую перспективу имеют аудиогиды, использующие технологии GPS и RFID, которые автоматически определяют положение слушателя или объект, которым он интересуется и воспроизводят необходимый фрагмент.
Наряду с музейными аудиогидами, в последнее время появляется все больше ауидогидов, работающих на улице. Такие аудиогиды содержат аудиоистории не о музейных экспонатах, а о городских достопримечательностях и, обычно, имеют карту и предлагаемый маршрут прогулки. Разработчики таких приложений зарабатывают, чаще всего, на продаже доступных в приложении аудио экскурсий и рекламе. Пример таких приложений: GuidiGoOnSpotStory.
Могут ли дети создавать сами аудиогиды? Конечно да! Ученики «Петербургской школы семьи Шостаковичей» создали и озвучили тур «Вокруг Дворцовой площади», рассказ о Зимнем Дворце, Лебяжей канавке, атлантах и многом другом в простой, понятной и интересной форме. Для ребенка это великолепная возможность узнать для себя новое об исторических местах и событиях Северной столицы, параллельно изучая современные технологии. 
Ознакомиться с содержимым тура и послушать истории.
Мобильный аудиогид – приложение, которое можно установить на большинство смартфонов прямо в музее или заранее с сайта izi.TRAVEL. Оно позволяет проигрывать аудио, видео, показывать изображения высокого разрешения, карты местности и помещений. Мобильный аудиогид обладает расширенным набором управления, может определять местоположение пользователя и в нужный момент проигрывать соответствующие медиа-файлы. Имеет возможность высокоскоростного подключения к интернету и постоянного обновления.