Внеурочная деятельность по физической культуре

Автор статьи:

 

Мельникова Юлия Александровна,

 

доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «СибГУФК» г. Омск, к.п.н.

В соответствии с ФГОС в целях реализации ООП введена внеурочная деятельность. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты, связанные, прежде всего, с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека – возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов, потребностей. Иными словами, внеурочная деятельность является своеобразным ресурсом, позволяющим школе достичь нового качества образования.
Под внеурочной деятельностью понимается «вид совместной деятельности обучающихся и педагога, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности».
Внеурочная работа по физической культуре определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга учащихся. Это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Внеурочная работа является средством развития интереса к предмету, повышения качества знаний, формирования мировоззрения. Учитель физической культуры в процессе организации внеурочных форм должен решать комплекс педагогических задач: образовательную, развивающую, воспитательную, оздоровительную. 
Таким образом, основными задачами организации форм внеурочной деятельности по физической культуре являются следующие:
1. Расширять и углублять знания по физической культуре, и связанные с ними практические умения.
2. Формировать потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
3. Выявлять и развивать у учащихся интеллектуальные и творческие способности.
Представленные задачи также реализуются и в процессе уроков физической культуры, что говорит о взаимосвязи и преемственности содержания урока и внеурочной работы. В зависимости от целевой направленности внеурочная деятельность учащихся может быть спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, научно-познавательной, военно-патриотической, общественно полезной и проектной.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой и представляют содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Тогда как направления внеурочной деятельности на каждой ступени общего образования зависят от специфики реализации программного материала и возрастных особенностей обучающихся.
Анализ научно-методической литературы позволил определить наиболее часто используемые формы организации внеурочной деятельности по ФК. Широкое распространение получили такие формы, как кружки, секции по видам спорта, соревнования. Тогда как для достижения планируемых результатов по предмету «Физическая культура» необходимо активно использовать такие формы как олимпиады, конкурсы, викторины.
Как вы считаете, какие формы внеурочной деятельности необходимо использовать в процессе ФВ?
Реализация «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предполагает разработку и реализацию комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Для полноценного развития физической культуры в современном обществе необходимо использовать возможности дистанционных технологий для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятий физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения и повышения уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов физической культуры, работающих с разными категориями обучающихся.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет создавать такие условия, которые стимулируют познавательную активность, развивают интеллектуальный и творческий потенциал человека, а также повышают популярность физической культуры среди населения страны. В связи с вышеизложенным, возникает необходимость в разработке и внедрении системы дистанционных мероприятий по физической культуре, учитывая направления модернизация системы общего образования и сферы физкультурного образования.
Разновидности и целевая направленность дистанционных мероприятий необходимо определять с учетом образовательного и развивающего аспектов физической культуры. Если рассматривать физическую культуру как образовательную сферу, то можно выделить два основных направления дистанционных мероприятий: образовательное и профессионально-ориентированное. 
В практике используются различные дистанционные обучающие и многопрофильные олимпиады, конкурсы, игры, викторины. В настоящее время интеллектуальные и творческие дистанционные конкурсы популярны среди обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций, так как в процессе их участия создается образовательно-развивающая среда, в которой используется индивидуальный и деятельностный подход; организуется активное взаимодействие обучающегося с теми объектами познания, которые представлены в заданиях.
Среди многообразия конкурсов выбираются только те, в которых сформулированы интересные задания на  всестороннее изучение предмета,  развитие мышления, логику и креативность ребенка. Если говорить о непрерывности образования, то дистанционные мероприятия должны охватывать все категории обучающихся, начиная с дошкольного возраста, заканчивая студентами высших учебных заведений. Кроме того специальные викторины позволяют в интенсивном режиме ознакомить детей с новыми открытиями в сфере физической культуры и спорта, раскрыть новые потенциальные возможности ребенка. 
Профессионально-ориентированное направление способствует формированию профессионального творческого потенциала педагогов по физической культуре и дальнейшему профессиональному развитию. Участие любого педагога в конкурсах, в организации деятельности методических и научных сообществах позволяет ему достичь высокого уровня профессиональной компетентности, а впоследствии и педагогического мастерства. В дистанционных конкурсах, или других мероприятиях любой учитель, методист или педагог дополнительного образования из любой точки мира может принять участие, имея только компьютер и доступ к сети Интернет. Это актуально для тех педагогов, которые живут в отдаленных регионах и не имеют возможности для очного участия. 
Предложенная система дистанционных мероприятий – уникальна, так как объединяет не только обучающегося и педагога по физической культуре, но и огромное количество людей из различных городов и стран. Ведь соревновательный метод является одним из методов обучения и развития любой категории занимающимся физической культурой и спортом. Такая коммуникация в рамках участия в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах стала возможна благодаря новым дистанционным технологиям.
Обозначая значимость дистанционных мероприятий по физической культуре, остановимся на примере организации Конкурса-игры «Орлёнок», который будет проходить в этом году, в шестой раз. 
Цели проведения Конкурса-игры «Орлёнок»: 
• развитие интереса к дисциплине «Физическая культура»;
• повышение квалификации учителей физической культуры;
• активизация внеклассной и внешкольной работы по физической культуре;
• предоставление учащимся возможности соревнований на международном уровне.
Конкурс-игра по физической культуре «Орлёнок» проводится центром «Снейл» с апреля 2011 года. На диаграмме видно, что с каждым годом число участников только увеличивается, а также увеличивается число регионов РФ и стран, принимающих участие. Задания конкурса разработаны отдельно для каждого класса как начальной, так и основной школы и детского сада. 
В Конкурсе-игре по физической культуре «Орлёнок» в 2015 году приняли участие 36 592 участника. Из них: 
• 604 участника заняли 1, 2 и 3 места;
• 1 145 участников стали Лауреатами Конкурса-игры.
Наибольшее число участников Конкурса-игры – воспитанники детского сада, что составило 18,24 %, наибольшее число победителей – среди воспитанников детского сада. 
В Международном Конкурсе-игре по физической культуре «Орлёнок» приняли участие ребята из 80субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан.
Наибольшее число ОУ-участников было из Иркутской области, Омской области и Республики Татарстан. Наибольшее число победителей оказалось в Кемеровской области (49) и Ямало-Ненецком округе (43), хотя в процентном отношении (процент победителей от числа участников по данному региону) лидируют Белгородская область (10,2 %) и г. Санкт-Петербург (9,4 %).
Те, кто знаком с этим конкурсом знают, что каждая задача имеет свой «вес» в виде определенного числа баллов, которые зависят от сложности заданий с учётом каждой возрастной группы. Результаты каждого участника зависели от класса, от уровня теоретической подготовленности, от его кругозора и многих других факторов. Соответственно решаемость заданий оказалась различной. 
Содержание заданий по физической культуре всех разделов изучается на всех уровнях общего образования, непосредственно на уроках физической культуры или внеурочной деятельности. В дошкольном возрасте задания относятся к образовательной области «Физическое развитие» и осваиваются не только на физкультурных занятиях, но и других занятиях в детском саду. 
Разрабатывая задания к конкурсу, мы стремимся отразить основные содержательно-методические линии школьной программы по физической культуре, что и обеспечивает преемственную связь между уроками и внеучебной деятельностью.
По каждой предметной линии определяются комплексные средства оценивания, состоящие из теоретического блока в виде тестов с разноуровневыми заданиями, блока с творческими и исследовательскими заданиями.
Первый уровень сложности заданий по каждому разделу предполагает задания по узнаванию, т.е. эта категория определяет запоминание и воспроизведение учебного материала по физической культуре. Это простые теоретические задания, состоящие из вопросов на воспроизведение информации, которые были получены в процессе изучения теоретических и практических разделов и тем программного материала. Стоимость таких заданий не высока – от 1 до 3 баллов.
Например: 
Какой вид лыжного спорта наиболее популярен среди массовых занятий физической культурой?
(1) биатлон                        (2) лыжные гонки
(3) прыжки с трамплина   (4) фристайл
Сколько мишеней должен поразить биатлонист на соревнованиях во время стрельбы? 
(1) 4                                  (2) 5
(3) 6                                  (4) 10
Данные задания отражают дидактическую единицу программного материала - «Физкультурно-спортивная деятельность».
Для раздела «Основы знаний. Исторические аспекты» можно применять такие задания, как:
Древнегреческий философ и математик Пифагор был олимпийским чемпионом в …..
(1) кулачном бою    (2) метании диска
(3) беге                    (4) панкратионе
Задания на распознавание и классификацию представляют второй уровень сложности заданий по каждому разделу программного материала по физической культуре. Данную группу составляют задания, в которых пропущено слово, фраза, а также задания, требующие сопоставление фактов, понятий и расширяющие знания по физической культуре. Стоимость таких заданий – 3-4 балла.
Например:
9 класс
На соревнованиях по шорт-треку дорожка должна быть овальной формы, различаемой на катке. Где проводятся соревнования по шорт-треку?

(1) на стадионе                                      (2) в манеже
(3) на хоккейной площадке                  (4) на открытом катке
10-11 класс
Выберите правильное соотношение года с историческим событием в области физической культуры и спорта.

1. 1961 год    А) проводятся Паралимпийские игры
2. 1998 год    Б) создана международная Олимпийская академия
3. 1984 год    В) первые Всемирные юношеские игры
Задания-действия – это задания 3 уровня сложности,  связанные с переносом знаний и умений в практическую физкультурно-спортивную деятельность, которые близки к реальным ситуациям. Стоимость данных заданий составляет – 4-5 баллов.
5 класс
Борис решил закаляться с помощью обтирания. Через месяц проведения водных процедур мальчик планировал довести температуру воды до 28°С. Каждые три дня Борис снижал температуру воды на 1°С. С какой температуры воды Борис должен начать закаливание? 
(1) 34°С                (2) 36° С                (3) 37°С                   (4) 40°С
10-11 класс
В программе соревнований по биатлону масс старт участвуют 20 спортсменов. На первое стрельбище 4 спортсмена прибыли в следующей последовательности: спортсмены со стартовыми номерами – 20, 4, 10, 1. Какие огневые рубежи они должны занять для выполнения стрельбы из положения лежа?
(1) 1, 2, 3, 4                           (2) 20, 4, 10, 1
(3) 1, 4, 10, 20                       (4) нет разницы 
Творческие задания, связанные с анализом, синтезом и оценкой действий. К ним относятся:
-познавательные задания;
-исследовательские задания;
-задания, развивающие логическое мышление и умения интерпретировать результаты, осуществлять различное преобразование информации оценивать явления и факты для конкретной цели и т.п. Стоимость таких заданий составляет в основном 5 баллов.
7 класс
Реши задачу. До урока физической культуры твой пульс составлял 70 ударов в минуту, во время игры в баскетбол – 180 ударов в минуту, после урока – 122 ударов в минуту. Спустя 5 минут – пульс составлял 92 удара в минуту. 
Оцени своё состояние. 
(1) мой пульс после физической нагрузки соответствует норме, потому что у меня хороший уровень физической подготовленности
(2) мой пульс после физической нагрузки быстро восстановился, потому что физическая нагрузка для меня была недостаточной
(3) мой пульс после физической нагрузки не восстановился, потому что у меня низкий уровень физической подготовленности
(4) мой пульс после физической нагрузки не восстановился, потому что я был(а) активным(ой) на уроке
11 класс
В процессе развития общей выносливости у начинающих спортсменов в течение 1-2 недель на занятиях необходимо использовать смешанное передвижение: чередуя ходьбу (ЧСС – 110-120 уд/мин) с бегом (ЧСС - 120-130 уд/мин). Какая интенсивность предложена для развития общей выносливости на занятии у начинающих спортсменов? 
(1) небольшая        (2) средняя
(3) большая            (4) предельная
9 класс
Лыжная гонка на 10 км. Спортсмены стартуют через 30 секунд. На финише спортсмены показали следующие результаты:
Стартовый номер:
1 – 24 минуты 20 секунд;
2 – 24 минуты 5 секунд;
3 – 25 минут;
4 – 25 минут 10 секунд.
В каком порядке спортсмены расположились в итоговом протоколе. Запишите
последовательность.
2431
В каждом блоке заданий (задания по узнаванию, распознаванию, задания-действия и др.) можно использовать следующие типы заданий:
1. Закрытого типа:
1.1) с выбором одного или нескольких вариантов ответов;
1.2) установление правильной последовательности;
1.3) установление соответствия.
2. Открытого типа: 
2.1) с добавлением варианта ответа;
2.2) с логическим решением задания.
Конкурс-игра по физической культуре «Орлёнок» содержит задания, объединенные в обобщенные разделы:
-«Здоровье и здоровый образ жизни»;
-«Спортивный теоретик»;
-«Спортивный практик»,
-«Из истории спорта, олимпийского движения».
Соотношение заданий по разделам зависит от класса. В начальной школе больше заданий по первому разделу «Здоровье и ЗОЖ», в старших классах – «Спортивный практик».        

Хотя все задания разрабатываются в соответствии с программным содержанием предмета «Физическая культура», у участников возникают сложности с ответами. Ниже рассмотрим примеры заданий, в которых возникали трудности в ответах.
4 класс


                Как называется исходное положение данного упражнения?
 

(1) низкий старт;
(2) стойка с опорой на ладони и колено;
(3) упор на ладони и колено;
(4) упор стоя на колене.
Затруднение вызывает соотнесение рисунка и термина, связанного с исходным положением, а не двигательного действия. 
6 класс
Запиши в бланк ответа числа, под которыми записаны физические упражнения, способствующие переходу от сна к бодрствованию? 
(1) потягивания;
(2) ходьба;
(3) подтягивание на перекладине;
(4) выпады;
(5) повороты в стороны;
(6) беговые упражнения с ускорением;
(7) поднимание ног в висе на перекладине;
(8) прыжки на возвышенность.
Вид задания определяет выбор более трех правильных вариантов из 8, что и усложняет данный вопрос. 
7 класс
Какие способы плавания можно отнести к прикладным способам? 

(1) кроль на груди        (3) баттерфляй
(2) кроль на спине       (4) брасс 
Вопрос сформулирован корректно. Возможно, что большинство считают, что брасс является прикладным, а в учебниках по плаванию – это кроль. Возможно, учителя не обращают внимание на данный факт. 
9 класс
В каких видах спорта в течение последних двух дней российские спортсмены стали олимпийскими чемпионами на Олимпийских зимних играх в Сочи? 

(1) фигурное катание            (4) лыжные гонки 
(2) шорт-трек                (5) биатлон 
(3) бобслей                         (6) слалом 
Вопрос вызвал затруднение по причине, необходимости выбора нескольких вариантов ответов и не знанием глубоких фактов олимпийских игр в Сочи. 
10-11 класс
Какие требования следует соблюдать при выполнении силовых упражнений? 

(1) делать глубокий вдох        (3) расслабиться
(2) долго не задерживать дыхание    (4) не натуживаться 
Вопрос вызвал затруднение, во-первых, по причине выбора два варианта ответа; во-вторых, не знание термина «натуживание». 
14 апреля 2016 года в шестой раз будет проходить Конкурс-игра «Орлёнок».
Основная идея Конкурса-игры – стать дистанционным спортсменом может каждый, для этого не нужно быть мастером спорта, достаточно любить занятия физической культурой. Также для успеха в Конкурсе-игре необходим общий кругозор, собственный опыт в занятиях физической культурой, знание истории Олимпийских игр. 
Тематика заданий в данном году определяется с учётом будущих Олимпийских игр в Бразилии. Таким образом, акцентируется внимание на летних видах спорта и все, что с ними связано. 
Распределение тематики по разделам Конкурса-игры «Орлёнок» представляет задания всех уровней сложности (стоимостью 3, 4, 5 баллов).
Раздел 1 Здоровье и здоровый образ жизни:
- Понятия по разделу.
-Осанка и плоскостопие.
-Закаливание организма.
-Режим дня.
-Средства и методы укрепления и сохранения здоровья.
-Оценка здоровья.
Раздел 2 Спортивный теоретик:
-Понятия в сфере физической культуры.
-Летние виды спорта.
-Физические качества.
-Средств и методов ФВ.
-Технические действия и приемы различных видов спорта.
Раздел 3 Спортивный практик:
-Правила судейства.
-Составление комплексов упражнений.
-Самонаблюдение и самоконтроль.
-Планирование самостоятельных занятий.
Раздел 4 Из истории спорта, олимпийского движения:
-История физической культуры и спорта.
-Олимпийские игры и олимпийское движение.
-Физическая культура в современном мире.
Рассмотрев различные примеры заданий конкурса по предложенной структуре, мы хотим отметить, что данная структура применима к различным формам тестирования знаний и практических умений по физической культуре. С этой целью можно организовать кружок спортивных знатоков, в основе программы которого будет подготовка не только к различным конкурсам путем рассмотрения различных задач по типологии, а также к Всероссийской олимпиаде школьников по ФК. 
Мы приглашаем, вас, принять участие в Конкурсе-игре «Орлёнок», который начнется 14 апреля 2016 года, как с соревновательной целью, так и с целью дальнейшего использования заданий конкурса для подготовки участников к олимпиаде и развитию их интереса к физической культуре на различных внеурочных занятиях.