Web 2.0 как инструменты развития критического мышления

Автор статьи:

 

Кочергина Татьяна Ивановна,

 

учитель информатики БОУ «Гимназия № 26», г. Омск

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана американскими учеными в конце ХХ века и пользуется большой популярностью благодаря своей эффективности и универсальности. 
Критическое мышление позволяет выполнять анализ и оценку ситуации, находить проблемные места и пути решения проблемы, вырабатывать план действий для достижения цели.  
Приемы развития критического мышления используются педагогами на различных этапах   урока, во внеурочной деятельности.  Групповая работа учеников также способствует развитию необходимых навыков, свойственных критически мыслящему человеку: ведение дискуссий, аргументация собственного мнения. Умение критически мыслить напрямую связано с исследовательской деятельностью человека.
В статье я предлагаю читателям познакомиться с  некоторыми сервисами Web 2.0, которые можно использовать как дидактический инструмент при реализации некоторых приемов.

Использование  интернет-сервисов очень популярное направление в образовании, но, к сожалению, очень часто встречаешься с ситуацией, когда освоение самого сервиса становится главной целью ученика.  Чтобы сервис оставался инструментом в достижении главной цели, учителю необходимо очень тщательно подбирать инструмент и форму его использования в том или ином педагогическом приеме.

Сервис должен быть не сложным в освоении, соответствовать возрасту ученика, технически надежным.  
Основными источниками учебной информации для ученика  являются:
• учебник
• дополнительная литература
• результаты исследования, эксперимента
Одни из способов понять учебный  материал, выделить главное, построить логические цепочки является структурирование информации: схемы, кластеры, карты-памяти и многие другие формы позволяют  реализовать многие сервисы сети.  Конечно же, прежде чем  структурировать информацию, необходимо научиться понимать нелинейный текст. Поэтому предлагаемые сервисы нужно использовать при подготовке  учебного материала, например, заменять схемой презентацию на уроке или предлагать схему для получения новых знаний вместо (или вместе) с обычным учебным текстом. Я рекомендую обратить внимание на следующие сервисы:

  • cacoo.com

Ученики без проблем создают с его помощью кластеры, классификационные схемы. Любой элемент схемы может стать гиперссылкой. Есть различные шаблоны, автофигуры. Можно добавлять графические изображения, можно рисовать самому (карандашиком, линиями). Можно сохранить схему к себе на ПК, но интерактивность  при экспорте «потеряется» (в бесплатной версии).  Для использования сервиса необходима регистрация.  Использовать сервис для самостоятельной или групповой работы целесообразно начинать с 7-8 класса. 
Пример №1
Тема «Программное обеспечение», 7 класс
На первом этапе мы обращаемся к жизненному опыту учеников и определяем, для каких целей нужны программы и приводим примеры программ. Изучая учебный материал, мы дорабатываем схему:

Классифицировав, таким образом, программные средства мы детально обсуждаем  конкретные программы в разном направлении, сравниваем их, выполняем оценку.  Результатом работы является индивидуальный набор программных средств у каждого ученика с четкой аргументацией, связанной с функционалом и ценой каждой программы.

  • Рисунки Google

Очень прост в использовании и для учеников 5 класса, но регистрация на Google доступна с 14 лет. Я использую на уроке свой аккаунт для групповой работы. 

  • mindomo.com , mindmeister.com

Один из лучших методов  структурированного представления информации являются  ментальные карты, которые позволяют четко фиксировать идеи, находить взаимосвязи. С помощью ментальной карты можно наглядно визуализировать свои мысли. Ментальная карта - это мощнейший инструмент развития критического мышления. 
Обычно, любой сервис для создания ментальных карт предоставляет возможность создания 3 бесплатных карт. Конечно, если необходимо составить настоящую ментальную карту этому необходимо обучать и, на мой взгляд, сначала на бумаге. Конечно, для этого необходимо время, поэтому желательно начинать с простейших тем и составлять простейшие карты, постепенно подбирать более широкие и открытые темы. Кроме построения ментальных карт можно строить более простые схемы, классифицировать объекты. Я стараюсь выполнять такую работу во время изучения достаточно большой темы, постепенно дорабатывая схему.
Пример №2
Тема «Циклы», 8 класс

Начиная изучать тему,  мы показываем на схеме три вида циклов, в процессе обучения ребята указывают особенности применения и  рекомендуемые случаи использования. В 8 классе эта тема изучается достаточно бегло, в ознакомительном режиме, а в 9 классе применяется при решении задач, поэтому при повторении темы в 9 классе такая схема позволяет значительно сократить время на повторение и перейти к решению задач.
Много приемов из технологии развития критического мышления связаны с выделением ключевых понятий. Прекрасным инструментом, при реализации подобных приемов являются сервисы для создания облака слов. Хороши сервисы тем, что, как правило, не требуют регистрации, очень просты в освоении, поэтому мыслительные затраты на понимания принципа работы сервиса и время на его освоения минимальны. Облако слов можно использовать на различных этапах. Например, на этапе вызова с помощью готового облака слов можно заинтересовать ребят, при этом они достаточно легко формулируют  тему и цель урока, а ключевые слова в облаке служат некоторым ориентиром в достижении цели. Или на этапе вызова можно не давать готовое облако, а составить его тут же на уроке совместными усилиями опираясь на жизненный опыт учащихся:  дети называют главные слова (по их мнению), которые фиксируются в облаке. На этапе осмысления будет создано новое облако уже на основе новых знаний, а на этапе рефлексии эти облака сравниваются и оценивается переосмысление и приращение знаний.  

Пример №3
Тема «Логика», 6 класс

Одним из самых популярных приемов на этапе рефлексии является Синквейн.  

  • playcast.ru (виртуальная открытка)

Сервис  позволяет дополнить синквейн иллюстрацией, звуком, фоном.  При этом я обращаю внимание на то, что элементы плейкаста должны дополнять синквейн, мультимедиа-контент и текст должны стать единым целым. Несмотря на то, что сервис требует регистрации,  ребята очень легко  осваиваются и главным становится смысловая проблема, а не технологическая.
Пример №4
Синквейн, созданный одной из команд в проекте по английскому языку и информатике, посвящён оценке работы команды в проекте.

Кроме сервисов, которые хороши при использовании конкретных приемов, хочется обратить Ваше внимание на два «универсальных» сервиса, которые можно использовать при реализации большинства приемов из технологии развития критического мышления.

  • linoit.com – онлайн лоска.

Конечно, можно использовать любой сервис онлайн досок, но именно lino показал себя надежным и простым. Кроме того есть возможность встраивания доски на сайт или блог. На такой доске отлична реализуется совместная деятельность учеников. Ведения дневника, бортового журнала, выделение сильных и слабых сторон, структурирование информации,  выбор главных идей и их оценка и прочее. Все это можно реализовать на доске, в поддержку к смысловой составляющей можно добавлять иллюстрации, заметки, использовать цвет по заданным правилам, в качестве аргументов можно добавлять видео-контент, ссылки на источники.

  • thinglink.com – интерактивный плакат

Идея сервиса проста и тем замечательна. Автор (например, учитель) размещает на сервисе любую картинку, а пользователи (ученики) могут размещать на картинке метки с текстами, изображениями, видеофрагментами. Таким образом, можно реализовать любой прием.
Пример №5
Я разместила картинку – схематический план. По плану видно количество шагов, которые нужно для достижения цели. Каждая группа должна составить план действий и описать каждый шаг в своей метке (у каждой группы свой цвет метки).

Говоря об использовании сервисов Web 2.0 в процессе реализации приемов из технологии развития критического мышления не возможно пропустить инструменты из  classtools.net, которые в основном направлены на реализацию конкретных приемов. Упражнения можно встраивать на сайт или в блог, результат можно сохранить ссылкой,  как картинку из сервиса или создать скриншот.  

  • diamond9 – бриллиант, дает возможность оценить и ранжировать заданные элементы.

Пример №6
Тема «Программное обеспечение», 7 класс
В шаблоне указаны 9 программных средств, задача ученика ранжировать программы по степени не необходимости и раскрасить разными цветами по заданному правилу.

  • priority_chart – ранжирование заданных элементов.

  • timeline – хронология  - создание простейшей ленты времени в любом временном промежутке.

  • livingGraph – живой график – позволяет расположить факты в хронологическом порядке классифицировать их как негативные и позитивными.

  • postIt – картинка с метками. Упражнение предполагает загрузку изображения, которое можно дополнять метками.

  • burger – бутерброд . Упражнение предполагает формулировку  исходных положений, трех действий и ожидаемого результата.

  • fishbone – рыбий скелет. Упражнение дает возможность структурированного представления проблемы с выделением положительных и отрицательных факторов и аргументации.

Достоинством инструментов classtools является простота в применении, недостатком некоторых упражнений – жесткая структура. Регистрация на сервисе не требуется. Созданное упражнение сохраняется постоянно, но необходимо сохранять  ссылку на шаблон, так как в бесплатной версии личного кабинета нет.
Выбирая тот или иной прием из ТРКМ или сервис помним о цели! Прием необходим для развития мышления, а сервис – инструмент для его эффективной реализации. Главным же остается решение проблемы, связь новых знаний с уже имеющимися, грамотная аргументация, исследовательские навыки,  совместная деятельность и желание учиться.

Ссылки на примеры применения сервисов
Кроме рассмотренных приемов представлены и другие примеры

1. https://cacoo.com/diagrams/YY46IgdU00CqUGEW - структурирование информации
2. 
https://docs.google.com/drawings/d/1sN8XqJrPiDJZPh_9pkIbpHtRPPDlr_Q9xl-mMPfC5jY/edit?usp=sharing - структурирование информации
3. 
https://www.mindomo.com/ru/mindmap/0a047a45df284741aafe9cc8ade38ef4 - структурирование информации
4. 
https://www.mindmeister.com/350634756/_- структурирование информации
5. 
https://docs.google.com/document/d/1HrdEuJZvTmCuDPUg4h9U4uy3DqsPiyntlH3e4sFa05A/edit?usp=sharing – смысловое чтение
6. 
http://learningapps.org/view215881– смысловое чтение
7. 
http://learningapps.org/view166149– смысловое чтение
8. 
http://www.playcast.ru/view/2609418/8a367507fbc358a381a6e212407f4320bcdf7632pl - синквейн
9. 
http://www.classtools.net/widgets/diamond9_2/hHJJM.htm - оценивание
10. 
http://www.classtools.net/widgets/priority_chart_8/A2CJG.htm - ранжирование 
11. 
https://www.thinglink.com/scene/667740365289160704 - рефлексия «6 шляп мышления»
12. 
https://www.thinglink.com/scene/654293794107162625 - азбука понятий
13. 
http://linoit.com/users/shcool26/canvases/IT - рефлексия на онлайн-доске
14. 
https://www.smore.com/3sht - сравнение объектов
15. 
https://www.smore.com/meyz - ранжирование тем