Использование сервисов Web 2.0 в проектной деятельности школьников

Автор статьи:

 

Кочергина Татьяна Ивановна,

 

учитель информатики БОУ «Гимназия № 26», г. Омск

Исследовательская деятельность предполагает создание или описание нового продукта, обладающего полезными потребительскими свойствами. Результатом проектирования может быть конкретный предмет, компьютерная программа, алгоритм действий, схема, фильм и т.п. Конечный продукт должен быть получен учениками самостоятельно.
Если для ученика целью проекта является разработка и, в идеале, реализация конечного продукта, то для учителя главными целями проектной деятельности учащегося является формирование универсальных учебных действий, особенное внимание уделяется формированию метапредметных УУД.
Использование информационно-коммуникационных технологий не является обязательным в проектной деятельности, но существенно расширяет возможности учителя в организации учебного проекта и ученика при создании конечного продукта. Сервисы Web 2.0 играют особую роль. Они достаточно просты в освоении, доступны, позволяют реализовывать совместную сетевую деятельность участников, визуализировать процесс работы над проектом, могут стать инструментом создания конечного продукта, а также, позволяют презентовать результаты проектирования.

Направления использования Web 2.0 в сетевом проекте:

  • Информационно-коммуникационная площадка

  • Методическое сопровождение

  • Регистрация и знакомство участников

  • Сетевое взаимодействие участников

  • Оценивание

  • Создание конечного продукта

  • Представление результатов

  • Рефлексия

Информационно-коммуникационная площадка
Информационно-коммуникационная площадка предназначена для представления методических материалов и рекомендаций, для общения участников проектной деятельности. Позволяет сделать проект максимально открытым и доступным. В качестве такой площадки может выступать сайт или блог, вики страницы или курс на дистанционном образовательном портале.
Методическое сопровождение
Методические материалы должны быть максимально  доступны участникам, поэтому оптимальным вариантом является их размещение в сети Интернет в открытом или закрытом (только для  участников) доступе. Методические материалы могут быть выполнены  в виде текстовых документов или презентаций, интерактивных плакатов или схем, видеозаписей, скринкастов м т.п.
Регистрация и знакомство участников
Для регистрации участников отлично подходят формы google. Данные мгновенно собираются в таблицу в структурированной форме, что удобно для организаторов проекта, могут быть предъявлены участникам.
Этап знакомства участников сетевого проекта является очень важным. Именно на этом этапе начинается сетевое взаимодействие участников. Простым и эффектным способом знакомств является совместная презентация участников проекта, совместная карта или фотоальбом.
Сетевое взаимодействие участников
Сетевое взаимодействие участников является необходимым элементом сетевого проекта. Авторам проекта необходимо спланировать совместную деятельность всех участников с помощью сервисов Web 2.0. Например, на этапе знакомства можно создать промежуточный совместный продукт, в процессе работы над проектом необходимо обсуждать цели проектирования и способы ее достижения, способы решения задач, корректировать промежуточные результаты, обсуждать конечный продукт. Для этих целей используются форумы, комментарии в блоге, на сайте, сетевые группы, примечания в совместном документе и т.п.
Конечно же, лучшим вариантом сетевого взаимодействия участников является работа над совместным конечным продуктом, которым может стать блог, онлайн-газета, ментальная карта, геокарта, лента времени, бортовой журнал, совместный документ и т.п.
Оценивание
Процесс оценивания начинается еще до начала проекта, проходит через весь проект и завершает его.

  • Самооценивание – стартовая презентация, критерии оценивания, интерактивные упражнения, таблица продвижения, примеры, образцы, дневники.

  • Взаимооценивание – критерии оценивания, обсуждение, голосование

Конечный продукт и его публичная презентация
Если конечный продукт создан с помощью сервиса Web 2.0, то он автоматически размещен в сети. Если нет, то презентовать продукт можно с помощью онлайн-презентации, видеофильма, фотоальбома и т.п.
Рефлексия
Рефлексия в проекте также является обязательным этапом и может быть организована в виде отзывов участников в блоге, на форуме, в совместном документе. Также на этапе рефлексии можно создавать небольшие сетевые продукты, такие как облако ключевых слов, плейкаст, кроссворд и т.п.
Примеры реализованных проектов
Учебный проект для авторов сетевых проектов «На гребне волны – 3»
http://volna-3.blogspot.ru/
Основные цели Проекта – исследовать социальные Интернет-сервисы и спроектировать способы их использования в проектной деятельности.
  Задачи Проекта:
- знакомство с тенденциями развития современных интернет-технологий;
- освоение технологии создания и ведения блога в проектной деятельности;
- систематизация социальных сервисов, которые можно применять в проектной деятельности;
- рассмотрение способов организации деятельности обучающихся в проекте с использованием социальных сервисов;
- обсуждение положительных и отрицательных сторон использования социальных сервисов;
- подготовка рекомендаций по использованию социальных сервисов в проектной деятельности.
 Итоговый продукт – блог участников проекта, на котором систематизированы направления использования Интернет-сервисов для реализации телекоммуникационного проекта.
Исследовательский телекоммуникационный проект  для учащихся «Почва – краеугольный камень мироздания»
http://ground-projectgeo.blogspot.ru/
Цель проекта:
разработать рекомендации для решения экологических проблем почв родного края, выявленных в результате исследования структурных, механических и минеральных свойств образцов почв.
Задачи:
1. актуализировать знания об экологических проблемах почв;
2. формировать представление о научно-практических методах решения экологических проблем почвы;
3. формировать умения анализа и синтеза результатов исследовательской деятельности;
4. формирование  представлений об особенностях исследовательской деятельности ведущей к решению экологических проблем. 
Конечный продукт – рекомендации по сохранению и/или восстановлению (если необходимо и возможно) исследованных образцов почвы родного края.
Телекоммуникационный проект для школьников «400 лет дому Романовых»
Цель проекта: 
определить и аргументировать собственное отношение к роли династии Романовых в истории Российского государства на основе изучения, анализа и систематизации информации о событиях прошлого. 
Задачи проекта:
1. Систематизировать ключевую информацию о династии Романовых.
2. Исследовать информационные источники о жизни и вкладе в историю одного из представителей династии Романовых.
3. Создать совместную ленту времени, отражающую три века правления Романовых.
4. Оценить роль династии Романовых в истории нашего государства.
  Конечный продукт – совместная лента времени, созданная участниками проекта и отражающая, по мнению участников, наиболее значимые исторические события времен правления династии Романовых. 
Творческий телекоммуникационный проект для школьников «All the world’s a stage»
Цель:
научиться вести диалог и монолог на английском языке с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в творческой форме, познакомиться с вариантами представления текстовой, графической, аудио и видеоинформации в сети Интернет.
Задачи:
1. Развить основные  виды речевой деятельности: чтение и  письмо. Оформить афишу постановки,  используя текстовый и графический вид информации.
2. Увеличить активный словарный запаса, развить навыки говорения и  аудирования. Представить результат работы на этапе в звуковом виде.
3. Развить навыки использования разнообразных  грамматических структур и лексических средств в речи посредством театральной постановки. Представить результат своей работы в видеоформате.
4. Развить умения работы в команде.
Конечный продукт – видеофильм: постановка отрывка художественного произведения на английском языке. 
Полезные ссылки
1. Интерактивные Web-сервисы для образования: https://sites.google.com/site/badanovweb2/
2. Сетевой проект. Роль интернета: http://shcool-26.blogspot.ru/2012/10/blog-post.html
3. Видимость науки: http://direktor.ru/article.htm?id=157