Организация совместной деятельности учащихся средствами Web 2.0

Автор статьи:

 

Кочергина Татьяна Ивановна,

 

учитель информатики БОУ «Гимназия № 26», г. Омск

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи. 
Бернард Шоу

 

Среди требований ФГОС присутствует следующее: «…Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности…». Поэтому использование различных форм организации совместной деятельности учеников – это одна из задач, которую необходимо решать современному учителю. В статье Вашему вниманию представлены сервисы Web 2.0, позволяющие создавать совместные сетевые продукты. Основными принципами Web 2.0 являются открытость, доступность, интерактивность и,  конечно же, коллективизм.
Совместная деятельность предполагает общение участников, создание совместных продуктов. Т.е. необходимо подбирать сервис, позволяющий создать продукт, который соответствует поставленным целям и четко продумать организацию работы в нем. Например, некоторые сервисы желательно использовать для небольшого количества участников. 

Необходимо разработать такое задание, чтобы участники выполняли свою часть и, тем самым, вносили свой личный вклад в общее дело. Необходимо предвидеть возможные проблемы, связанные с использованием сервиса и варианты их решения 
Самыми глобальными и популярными проектами являются различные Вики-сайты, такие как Википедия или Летописи и социальные сети, а также большие возможности с точки зрения совместной деятельности дают  документы Google. 
В статье я представлю Вашему вниманию 3 не столь популярных, но простых в использовании и полезных в обучении сервиса.
Главным достоинством предлагаемых вашему вниманию облачных сервисов является то, что они позволяют одновременно редактировать документ нескольким участникам группы. 
Принцип работы в сервисах, дающих возможность совместной деятельности, примерно одинаков. Автор создает сетевой продукт и приглашает соавторов или выкладывает ссылку на совместный продукт. Обычно, автор обладает максимальными полномочиями. 
Визуалам понравиться сервис для создания ментальных карт, которые являются одним из лучших инструментов структурированного представления информации. Ментальные карты позволяют четко фиксировать идеи, находить взаимосвязи, планировать деятельность. С помощью ментальной карты можно наглядно визуализировать свои мысли. Ментальная карта - это мощнейший инструмент развития критического и творческого мышления.
Рекомендую сервис www.mindmeister.com
Сервис очень прост в использовании. Бесплатная версия позволяет хранить не более 3 карт. 
Для регистрации на сервисе можно воспользоваться имеющимся аккаунтом-google или пройти стандартную процедуру регистрации. Автор карты может пригласить соавторов.

Выбрав вариант «Новый Mind Map» Вы сможете создать новую карту на пустом шаблоне или используя один из предложенных шаблонов.

После выбора шаблона автор попадает на рабочее поле интеллект-карты:

Карта сохраняется автоматически, для перехода к списку своих карт необходимо щелкнуть по стрелке в левом верхнем углу. Именно в списке своих карт можно настроить условия доступа к вашей карте.

Карта может иметь 3 статуса:
- частная, для просмотра и редактирования доступна только автору
- общая, можно разрешить просмотр или редактирование по ссылке или пригласить соавторов по почте
- общественная, может быть найдена любым пользователем интернета

В сети существует много сервисов для создания ментальных карт и большинство из них дают возможность создавать карты памяти совместными усилиями, например, mindomo.com, popplet.com, bubbl.us. Принципы работы примерно одинаковы.

Одним из лучших вариантов организации совместной деятельности через Интернет является использование виртуальных досок. Идея сервиса проста: на виртуальной доске можно оставлять текстовые заметки, файлы, видеоролики и изображения. Севисов для создания онлайн-досок много, например, wikiwall.ru, padlet.com, realtimeboard.com, но с точки зрения простоты и надежности работы сервиса хочется выделить виртуальную доску linoit.com.
Для создания доски необходимо зарегистрироваться на сервисе. Соавторы могут работать без регистрации. В бесплатной версии можно использовать до трех лино-холстов.
Создание холста:

Интерфейс

На виртуальных досках можно создавать полноценные продукты по заданной теме, обмениваться информацией, накапливать информацию, обсуждать идеи.

Сервисы для визуализации хронологических событий – ленты времени. Могут быть использованы при изучении любого процесса. На заданном автором промежутке времени ставятся метки. Метки, в зависимости от функционала сервиса, могут содержать текст, фото, видео, ссылки на сторонние ресурсы. Лучшими представителями сервисов для визуализации хронологий являются  whenintime.com и dipity.com, оба сервиса дают возможность совместной работы. Оба сервиса англоязычные. Инструкцию по использованию сервиса whenintime.com можно найти в медиатеке сервисов Снейл.